Администрация                                                                              Руководителям
Челябинской области                                                                     муниципальных органов

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ                                                 управления образованием
ОБРАЗОВАНИЯ
434113, г. Челябинск, пл. Peволюции, 4
Телефон: 33-41-64

от 12.04.2000   № 01-09/135

 

Главное управление образования направляет письмо Минобразования РФ «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного
учреждения». Рекомендуем использовать в деятельности образовательных
учреждений всех видов и типов.

Просим в срок до 10.05.2000г. направить в ГлавУО сведения по району (городу)
об обеспеченности специалистами, осуществляющими психолого-медико--
педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников в образовательных
учреждениях (согласно приложению 3 данного письма).

Информацшо направлять в ГлавУО на имя Бурмистровой Н.И

 

Первый зам. начальника                                                                В.В. Верахин

 

 

Управление по делам образования г. Челабинска

Решение Коллегии

 

От 20.06.03г.                                                г. Челябинск                                                 №2/1

 

О состоянии работы Службы практической психологии в образовательной системе г. Челябинска

 

Коллегия Управления по делам образования г. Челябинска отмечает, что
в период с 1991 года в городской образовательной системе были созданы условия для становления и развития Службы практической психологии (далее Служба). -

В городской системе образования сформирована вертикаль управления Службой
. На муниципальном уровне курирование деятельности Службы
практической психологии закреплено в функциональных обязанностях заместителя начальника Управления по делам образования. В Управлении есть специалист, отвечающий за вопросы функционирования Службы. Второй год действует структурное подразделение № 1, в составе которого имеется отдел диагностики и консультирования. Подобные структуры имеются во всех районных образовательных системах с общим количеством специалистов 44 человека, что позволяет обеспечить не только стабильное функционирование
Службы, но и ее развитие.

В образовательных учреждениях по данным на июнь 2003 года работают
474 специалиста. Из них в школах -.218 человек, в дошкольных образова-
тельных учреждениях — 196 человек, в специальных (коррекционных) образо-
вательных учреждениях - 15 человек, в учреждениях дополнительного обра-
зования — 12 человек.

78% образовательных учреждений города обеспечены психологами: В
27% образовательных учреждений имеется психологическая служба, располагающая 2-10 специалистами службы сопровождения (МСКОУ, школы-интернаты, лицеи и гимназии).

В среднем по городу один школьный педагог-психолог работает с 587
детьми, на одного дошкольного психолога приходится 272 ребенка, что со-
поставимо с общепринятыми в российском образовании нормами.

Управление деятельностью Службы практической психологии в
городской образовательной системе осуществляется на основе
программно-целевого принципа. В 2000 году решением Челябинской городской Думы была принята "Программа развития муниципальной
образовательной системы г. Челябинска до 2005 года", в которой обозначены
основные направления деятельности Службы.

Развитие Службы практической психологии в Челябинске обеспечивается привлечением высококвалифицированных специалистов к научно-методическому руководству деятельностью психологов, организацией деятельности профессиональных объединении педагогов-психологов во всех районах города. Управлением по делам образования на каждый учебный год
формируются четкие указания о тех управленческих действиях, которые
должны быть реализованы как с привлечением педагогов-психологов (разно-
го рода исследования, экспертизы, мероприятия по сопровождению единых
государственных экзаменов), так и для развития самой Службы.

В городской образовательной системе систематически уточняется
состав психологического сопровождения
на основе анализа социального
заказа участников образования на услуги психолога. Весной 2003 года про-
ведено очередное социологическое исследование, в котором приняли уча-
стие представители администрации, педагоги, учащиеся, родители учащихся
и воспитанников.

Материалы исследования позволят специалистам органов управления
образованием сориентироваться в потребностях участников образования, вы-
явить новые тенденции в развитии социального заказа на психологические
услуги. Так, исследование социального заказа родителей на психологические услуги обнаружило необходимость более пристального внимания педагогов--
психологов на психологическое здоровье детей, создания в образовательном
учреждении условий для благополучного психо-эмоционального состояния
учащихся. В меньшей степени родители сориентированы на обеспечение
психологической службой качества образования. Среди видов работы наи-
большее предпочтение родителями отдается просвещению и индивидуаль-
ному консультированию.

Социологическое исследование запроса педагогов на психологические
услуги показало сформированность в профессиональном сознании данной
группы участников образовательного процесса возможностей и целесообраз-
ности использования результатов работы педагогов-психологов в осуществ-
лении индивидуально-дифференцированного подхода к детям, в повышении
качества образования.

Социологическое исследование заказа на психологические услуги уча-
щихся общеобразовательных школ показало, что дети оценивают роль пси-
хологической службы в обеспечении условий эмоционального комфорта в
образовательном учреждении. У детей сформирован заказ на увеличение в
деятельности педагогов-психологов спектра индивидуальных форм работы.
Исследование показало необходимость целенаправленного формирования за-
каза учащихся на психологическое сопровождение процесса их социализации
и интеграции в общество, поскольку отдельные виды этой работы (например,
профориентация) оказались наименее востребованными учящимися.

В целях координации работы специалистов Службы практической пси-
хологии, направленной на решение-актуальных и перспективных задач пси
хологического сопровождения муниципальной и субмуниципальной образо
вательных систем, обеспечения мониторинга наиболее существенных показателей качества реализации образовательных услуг осуществляется стандартизация деятельности педагогов-психологов.

Так, на уровне города стандартизован единый диагностический инстру-
ментарий определения готовности детей к обучению в школе (ГОШ). В ряде учреждений установлены автоматизированные рабочие места специалистов
Службы.

  В Советском, Ленинском, Центральном, Курчатовском и Калининском
районах разработан, стандартизирован и утвержден приказами районных
управлений образования инвариант психологического обеспечения деятель-
ности специалистов образовательных учреждений, закрепляющий перечень
необходимого и достаточного диагностического и коррекционно--
развивающего инструментария для осуществления психологического сопро-
вождения образовательного процесса.

Принципиально новым направлением развития Службы в городской
образовательной системе является открытие зкспериментальных площадок, отрабатывающих различные проблемы психологического содержания.

Управлением по делам образования города сформированы новые тех-
нические задания - темы экспериментальной деятельности по проблемам
психологического сопровождения образовательной практики: "Содержание и
технологии деятельности педагога-психолога по психологическому обеспе-
чению управления образованием"; "Построение субмуниципальной модели
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения"; "Психо-
логическое сопровождение семьи в образовательном пространстве"; "Психо-
логическое сопровождение процессов сохранения и укрепления психологи-
ческого здоровья участников образования". Данные темы экспериментальной
деятельности являются актуальными направлениями в развитии Службы
практической психологии на муниципальном уровне.

Для более интенсивной разработки, апробации состава и технологий сопровождения семьи Управлением но делам образования и кафедрой пси-
хологии развития ЮУрГУ открыт Центр психологического сопровождения
семьи "Согласие". Специалистами Центра реализуются программы психоло-
гического сопровождеиия будущей матери и ребенка, развивающие и образо-вательные программы для детей от рождения до семи лет, тренинговые программы для родителей детей от трех до шестнадцати лет, программа профес-
сионального самоопределения для выпускников школ.

Модели психологического сопровождения семьи разработаны в психо-
логических центрах Советского, Центрального, Ленинского районов.

В образовательных учреждениях активизирована работа педагогов--
психологов по взаимодействию с семьями воспитанников и учащихся, со-
вершенствуются формы профилактической и просветительской работы.

В рамках данного направления в 2002 году 45 специалистов прошли
обучение основам сопровождения детей, испытывающих жестокое обраще-
ние и подвергающихся насилию. Управлением по делам образования совме-
стно с общественной организацией с «Любава» организован круглый стол по
проблеме межведомственного взаимодействия для решения этого круга про-
блем.

Большая работа была проведена специалистами Службы практической
психологии по разработке и апробации технологии психологического
сопровождения кадровой политики в части формирования резерва первых
руководителей учреждений.
Кандидаты на должность руководителей оце-
нивались с помощью стандартизированных психологических методик на
предмет выявления готовности к руководящей работе и выявления крайних
степеней выраженности качеств, нежелательных для управленческой дея-
тельности. В результате из числа претендентов была сформирована группа
резерва руководителей образовательных учреждений, для которой разрабо
тана специальная программа повышения квалификации, включающая в себя
мероприятия по повышению психологической компетентности будущих ру-
ководителей в реализации разных стратегий управления (управленческой
деятельности).

Одной из задач, решаемых органами управления образования и образо-
вательными учреждениями по развитию Службы практической психологии,
является учебно-методическое и материально-техническое оснащение кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях всех видов.

На 1 июня 2003 года в 98% школ и 50% дошкольных учреждений откры-
ты и функционируют кабинеты педагогов-психологов, в 57,5% школ и 26,6%
детских садов созданы автоматизированные рабочие места психологов. Ста-
новится традицией проведение смотров-конкурсов кабинетов Службы прак-
тической психологии, способствующих повышению материально--
технического оснащения Службы в образовательных учреждениях. Как пока-
зали результаты смотров-конкурсов лучше других оснащены психологиче-
ские службы специальных (коррекционных) образовательных учрежлений,
школ-интернатов и детских домов, лицеев и гимназий. Победителями кон-
курсов стали школы №41, 58, 67, лицеи №11, 77, 142, школа - детский
сад №133, 440, МСКОУ школа-интернат № 11, детские сады № 362, 348.

В январе-феврале 2003 года Управлением по делам образования был ор-
ганизован и проведен смотр-конкурс районных подразделений Службы прак-
тической психологии. В ходе подготовки к смотру был определен перечень
требований к оснащению и оборудованию центров, который позволит их ру-
ководителям, начальникам районных управлений целенаправленно продви-
гаться в развитии этих структурных подразделений.

В результате подготовки и проведения смотра были значительно улуч-
шены условия деятельности специалистов в Металлургическом, Трактороза-
водском, Курчатовском районах, произведен ремонт помещений но всех рай
онных службах, оснащены компьютерами рабочие места специалистов. Та-
ким образом создайы условия для реорганизации Служб практйческой пси-
хологии в Центры психолого-педагогического и медико-социального сопро-
вождения. Результаты смотра конкурса показали высокий уровень работы
Служб управлений образования Центрального, Советского, Ленинского и
Курчатовского районов:

В городской образовательной системе достаточно эффективно решает-
ся задача использования потенциала специалистов Службы практической психологии при осуществлении процедур разработки, мониторинга
и экспертизы образовательных программ и проектов.

Так, разработан и апробирован стандартизированный инструментарий
определения уровня готовности детей к обучению в школе. В настоящее вре-
мя, по рекомендациям практических психологов совместно с ЧГПУ разраба-
тывается новый вариант программы автоматизированной обработки данных,
получаемых по данной методике. Сегодня психологи располагают тестами,
измеряющими интеллектуальный и творческий потенциал детей (в том чис-
ле, УИТ СПЧ и ПИТ СПЧ). Это позволяет проводить экспертизу уровня зна-
ний воспитанников и учащихся, унифицировать и внедрить технологию при-
нятия управленческих решений по результатам мониторинга и психологиче-
ских экспертиз.

Управление по делам образования реализует новые подходы в использо-
вании возможностей Службы практической психологии для решения задач
информационного обеспечения управления. Так, первым этапом проведения
конкурса на статус «Муниципальная экспериментальная площадка» стала
психологическая экспертиза социально-психологической готовности образо-
вательных учреждений к развертыванию опытно-экспериментальной дея-
тельности.

На протяжении нескольких лет органами управления образования пуб-
ликуются материалы по нормативно-правовому и программно--
методическому обеспечению деятельности психолога. Целенаправленную
работу в этом направлении проводят управления образования Советского,
Центрального и Ленинского районов.

Педагогами-психологамн образовательных учреждений города созданы программы коррекционно-развивающей направленности для детей разных возрастных групп; программы по профилактике эмоционального выгорания педагогов, по развитию детско-родительских отношений. В конкурсе коррекционно-развивающих и профилактических образовательных прогрямм пси-
хологического содержания, который был проведен Главным управлением образования и науки в мае 2003 года, программы психологов города Челя-
бинска стали лучшими.

 Традиционными стали методические семинары, проводимые структур-
ным подразделением №1 Управления по делам образования и районными
Службами практической психологии. Так, в мае 2003 года на муниципальном
уровне был организован семинар «Психолого-педагогическое сопровождение
игровой деятельности дошкольников». На протяжении 2002-2003 учебного
года на субмуниципальном  уровне в ходе методических семинаров обсужда-
лись вопросы: психологического сопровождения здоровья участников обра-
зования (Центральный район), организации психопрофилактических меро-
приятий в образовательных учреждениях (Курчатовский район), психологи-
ческого сопровождения педагогов-психологов (Советский район), организа-
ции ППМ консилиумов (Ленинский район), методической работы Центров
службы практической психологии (Калининский район), социологических
исследований в практике управления образовательными учреждениями (Ме-
таллургический район), взаимодействия специалистов служб сопровождения
(Тракторозаводский район).

Особое внимание в городской образовательной системе уделяется про-
блеме повышения квалификации кадров для Службы практической пси-
хологии.

Управление методической деятельностью педагогов-психологов первич-
ных звеньев Службы осуществляют районные подразделения. Во всех рай-
онных подразделениях Службы функционирует «школа молодого психолога»
.для начинающих специалистов; действуют опорные площадки но стажировке специалистов (Ленинский, Тракторозаводский, Центральный районы); организована оценка эффективности деятельности психолога более опытными
специалистами (Металлургическнй, Советский районы); действуют научно--
практические лаборатории (Центральный, Советский районы). В Курчатов
ском районе сформирован научно-методический Совет. За последний год
значительно увеличилось количество форм методической работы в Службе; традиционными формами на всех уровнях функционирования Службы явля-
ются творческие группы, проектные группы, методические объединения до-
школьных и школьных специалистов.

Управлением по делам образования, районными управлениями образо-
вания в течение 2 последних лет проводятся конкурсы профессионального
мастерства. Победителями данных конкурсов стали Василенко Елена Ва-
сильевна, педагог-психолог МОУ СОШ № I53 (Центральный район) и
Шпунтова Елена Анатольевна, педагог-психолог МОУ СОШ № 73 (Метал-
лургический район).

Таким образом, наличие стабильной динамики развития Службы
практической психологии в содержательном, организационном, функ-
циональном и статусном аспектах, расширение спектра услуг высокого
качества, представляемых Службой реализация в работе психологов г.
Челябинска всех основных направлений деятельности, обозначенных
Министерством образования Российской Федерации на Всероссийском
съезде практических психологов образования (26-28 мая 2003г. г. Москва)
свидетельствует о выполнении в целом задач и требований Программы
развития Службы практической психологии в городской образовательной
системе на данном этапе
.

Вместе с тем, выявлен ряд проблем, которые необходимо решать в целях
обеспечения дальнейшего развития Службы. На муниципальном уровне не
разработаны критерии эффективности деятельности подразделений Службы
практической психологии, недостаточно координируется деятельность педа-
гогов-психологов учреждений специального (коррекционного) типа, не соз-
дан общественный орган управления научно-методическим сопровождением
деятельности психологов, недостаточно оперативно рассматривается вопрос
о создании нового типа образовательных, учреждений для детей, нуждаю-
щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Серьезный аспект управленческих проблем связан с проработкой кадро-
вым составом Службы проекта Этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования, который предложен для обсуждения на Всероссийском съезде практических психологов образования.

Необходимо, чтобы профессиональные задачи решались этими специа-
листами в соответствии с этическими нормами, чтобы были защищены права
людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие,
чтобы укреплялся авторитет психологической службы образования среди
обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Учитывая изложенное, Коллегия решает:

1. Считать в основном выполненными задачи по реализации основных ме-
роприятий Программы развития муниципальной образовательной систе-
мы г. Челябинска до 2005 г., запланированные в 2001, 2002, 2003 годах в
части развития Службы практической психологии образования.

2. Считать приоритетными до 2005 года следующие направления деятельности Службы практической психологии в городской образовательной системе:

- психологическое сопровождение процессов сохранения и укрепления психологического здоровья участников образования;

- психологическое сопровождение семьи в образовательном пространстве;

- психологическое обеспечение управления образованием.


3. Рекомендовать Управлению по делам образования:

1) создать научно-методический Совет по практической психологии для осуществления руководства развитием Службы практической психологии муниципальной образовательной системы (срок - октябрь 2003 года);

2) создать городское методическое объединение педагогов-психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (срок - сентябрь 2003 г.);

3) разработать критерии эффективности деятельности служб практической психологии (срок - декабрь 2003 г.);

4) провести мероприятия по обсуждению проекта Этического Кодекса, пред-
ложенного для Службы практической психологии образования Министер-
ством образования РФ, а также организации деятельности комиссий по
этике (1 квартал 2004 г.).

4. Начальникам районных управлений образования:

1) рассмотреть возможность создания образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

2) разработать мониторинг, позволяющий контролировать и корректировать процессы психологического обеспечения образования (ноябрь 2003 г.);

3) разработать программу психологического сопровождения подготовки резерва руководящих кадров (январь 2004 г.).

5. Руководителям образовательных учреждений:

1) создавать условия для совершенствования программно-методического обеспечения и материально-технического оснащения специалистов Службы;

2) обеспечить полную реализацию задач психологического сопровождения учащихся и воспитанников в части компетенции образовательного уч-
реждения в соответствии с Программой развития Службы практической
психологии образования до 2005 г.

 

К перечню нормативных документов

На главную