Письмо Управления специального образования Минобразования РФ

от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6

"Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения"

 

В настоящее время, обучение детей с тяжельми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях". Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования.

Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения - школы надомного обучения.

Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.

Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому.

Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводиться индивидуально, часть занятий проводится в классе.

Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствие противопоказаний для занятий в классе (группе).

Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально.

В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана, как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в стороны их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. Предлагаем вариант Базисного учебного плана для школы надомного обучения.

 

Базисный учебный план школы надомного обучения

 

 —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Образовательные области |                                 Классы                                 |

|                        |————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|                        |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6   | 7  |  8   |  9  | 10  | 11  | 12  |

|————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|————|——————|—————|—————|—————|—————|

|Языки и литература      |  5  |  5  |  5  |  5  | 3,5 |  5   | 4  |  5   | 3,5 |  4  |  4  | 3,5 |

|————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|————|——————|—————|—————|—————|—————|

|Общественные дисциплины |     |     |     |     |  1  |  1   | 1  |  1   |  1  | 1,5 | 1,5 | 1,5 |

|————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|————|——————|—————|—————|—————|—————|

|Естественные науки      |     |     |     |     |  1  |  1   | 3  |  4   |  4  |  3  | 3,5 |  3  |

|————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|————|——————|—————|—————|—————|—————|

|Математика              |  3  |  3  |  3  |  3  | 2,5 |  2   | 2  |  2   | 1,5 |  2  |  3  |  3  |

|————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|————|——————|—————|—————|—————|—————|

|Технология              |     |     |     |     |     |      |    |      |     | 0,5 |     |     |

|————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|————|——————|—————|—————|—————|—————|

|Всего                   |  8  |  8  |  8  |  8  |  8  |  9   | 10 |  10  | 10  | 11  | 12  | 11  |

|————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|————|——————|—————|—————|—————|—————|

|Обязательные            |  2  |  2  |  2  |  2  |     |      |    |      |     |     |     |     |

|коррекционные занятия   |     |     |     |     |     |      |    |      |     |     |     |     |

|————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|————|——————|—————|—————|—————|—————|

|Обязательная    нагрузка| 10  | 10  | 10  | 10  |  8  |  9   | 10 |  10  | 10  | 11  | 12  | 11  |

|обучающихся             |     |     |     |     |     |      |    |      |     |     |     |     |

|————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|————|——————|—————|—————|—————|—————|

|Занятия по выбору       |  9  |  9  |  9  |  9  | 12  |  11  | 10 |  11  | 13  | 13  | 12  | 13  |

|————————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|————|——————|—————|—————|—————|—————|

|Итоговая нагрузка       | 19  | 19  | 19  | 19  | 20  |  20  | 20 |  21  | 23  | 24  | 24  | 24  |

 —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей.

Для решения задач школы надомного обучения следует организовать полноценное кадровое обеспечение ее. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать такие должности как: педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".

Деятельность школ надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения.

Управление специального образования, направляя данные рекомендации, надеется на сотрудничество с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями надомного обучения по вопросу совершенствования их деятельности и просит направлять в адрес Управления (101990, Москва, Чистопрудный бульвар, 6) свои замечания и предложения.

К перечню нормативных документов

На главную