МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
24 мая 2005г. № 07-2327
Инструктивно-методическое письмо
«Об организации физкультурно-оздоровительной работы в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях»
Изучение деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений области подтверждает факты не выполнения объема физкультурно-оздоровительной двигательной активности обучающихся, воспитанников, который должен составлять не менее 6 часов в неделю. С началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается примерно в 2 раза, большую часть времени учащиеся находятся в статическом положении. Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений учащегося.
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации (№13-51-86/13 от 28.04.2003г.) Министерство образования и науки Челябинской области рекомендует разнообразить и совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми и подростками, имеющими отклонения в психофизическом развитии, увеличив объем двигательной нагрузки.
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях является организация физкультурно-оздоровительной работы, повышение двигательной активности школьников, обеспечивающее активный отдых учащихся, удовлетворяющий их естественную потребность в движениях.
Для подготовки школьников к учебной деятельности перед занятиями рекомендуется провести гимнастику в течение 6-7 минут. Лучше проводить гимнастику на открытом воздухе при температуре не ниже +10 градусов Цельсия. Если условия не позволяют, то она проводится в хорошо проветренном коридоре или спортивном зале. Комплекс должен включать 4-6 общеразвивающих упражнений на все основные группы мышц с учетом
возраста, особенностей физиологических и психофизиологических функций детей. Каждые 2-3 недели комплекс необходимо менять.
Эффективным активным отдыхом являются физкультурные минутки на уроках. Применение кратковременных физических упражнений на общеобразовательных и коррекционных уроках способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности учащихся. С детьми младших классов физкультурные минутки проводятся между 15-й и 20-й, а с учащимися 5-9,10 классов - между 20-й и 25-й минутами в течении 1,5-2-х минут и состоят из 4-5 упражнений. Комплекс упражнений должен включать двигательные действия, вовлекающие в работу группы мышц, несущих статистическую нагрузку. Смену комплекса следует проводить не реже одного раза в две недели.
С целью снижения утомления, вызванного учебной деятельностью, в качестве активного отдыха на большой (удлиненной) перемене проводятся физические упражнения и подвижные игры. Подбор игр и упражнений производится с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся. Для детей младших классов подбираются ранее известные или не сложные игры средней и малой интенсивности с переменой состава участников и скорой результативностью. Для учащихся 5-9,10 классов рекомендуется использовать командные игры, подводящие к спортивным играм (настольный теннис, бадминтон, пионербол, волейбол, баскетбол). Заканчивать игры необходимо за 5 минут до начала урока. Для учащихся 10-11,12 классов на перемене рекомендуется использовать упражнения из спортивных игр.
Игры и упражнения на переменах следует проводить на открытом воздухе.
Все комплексы физических упражнений и спортивные игры должны быть разработаны дефектологом и учителем физкультуры с учетом патологии детей.
Во второй половине дня необходимо создавать условия для работы кружков и секций спортивной направленности. Участие детей и подростков в работе кружков и секций может добавить еще не менее 2-х часов двигательной активности в неделю.
Для привлечения детей и подростков к спорту необходима организация различных внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий: школьных спартакиад, дней здоровья и спорта, туристических походов, различных спортивных развлечений. Продолжительность таких мероприятий составляет:
-для учащихся 1 -4 классов - 3 часа,
-для учащихся 5-9 классов - 4 часа,
-для учащихся 10-11(12) классов - 5 часов.
Для участия в этих мероприятиях необходимо привлекать всех учащихся школы, имеющих разрешения врача.
Учащихся специальных учреждений VIII вида в соответствии с их возможностями необходимо привлекать в различные спортивные мероприятия, спортивные секции, кружки, предусмотренные перечнем видов спорта культивируемые «Специальной олимпиадой России».
Для этого в учреждениях необходимо создать условия:
- в спортивном зале предусмотреть спортивные снаряды и спортивный инвентарь приемлемых видов спорта, предусмотренного перечнем;
- на школьной площадке в зимнее время: проложить лыжню, залить каток, оборудовать хоккейную площадку;
- в теплый период года: оборудовать спортивную площадку с беговой дорожкой, прыжковой ямой, баскетбольными кольцами, волейбольной сеткой, теннисными столами.
В соответствии с календарным планом спортивных мероприятий на год Челябинского регионального отделения «Специальной Олимпиады России» регулярно проводить соревнования, товарищеские встречи внутри школьного коллектива образовательного учреждения, со сверстниками общеобразовательных
школ и других детских коллективов.
Положения, правила проведения мероприятий и перечень спортивных игр, соревнований должны быть в каждом образовательном учреждении. Руководитель физической культуры образовательного учреждения несет ответственность за их наличие в учреждении.
Руководителям специальных (коррекционных) образовательных учреждений необходимо изыскивать возможности пополнения спортивными сооружениями и снарядами спортивных залов и площадок, а так же возможность введения в образовательные учреждения ставок тренеров.
Руководителям спортивных школ предусмотреть организацию тренировок учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений на своей базе.
По заключению специалистов, при полном объеме двигательной активности, у обучающихся, воспитанников наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, более высокая устойчивость в течение дня, повышение успеваемости и сопротивляемости простудным заболеваниям.
Начальник управления общего образования
и социальной поддержки детей Т.В.Абрамова
Исп. Бурмистрова НИ.
63-34-17