Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2
"Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

 

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект не менее одного-двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводится в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий ;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5).

 

Заместитель Министра

Е.Е.Чепурных

 

  Приложение 1. Список  обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной

                и письменной  речи (заполняется учителем-логопедом после

                обследования обучающихся)                               

  Приложение 2. Речевая   карта   ( заполняется на каждого обучающегося,

                зачисленного в логопедический пункт)                    

  Приложение 3. Предельная   наполняемость   групп  обучающихся, имеющих

                нарушения в развитии устной и письменной речи           

 

Приложение 1

к письму Минобразования РФ

от 14 декабря 2000 г. N 2

 

Список
обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
(заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)

 

┌───┬──────────────┬──────┬────────┬───────────┬──────────┬─────────────┐

│NN │Фамилия,   имя│      │Дата    │  Реальная │Заключение│             │

│п/п│обучающегося, │Класс │обследо-│ успевае-  │учителя-  │             │

│   │дата рождения │      │вания   │ мость по  │логопеда  │ Примечания  │

│   │              │      │        │ родному   │          │             │

│   │              │      │        │   языку   │          │             │

│   │              │      │        │           │          │             │

├───┼──────────────┼──────┼────────┼───────────┼──────────┼─────────────┤

├───┼──────────────┼──────┼────────┼───────────┼──────────┼─────────────┤

├───┼──────────────┼──────┼────────┼───────────┼──────────┼─────────────┤

└───┴──────────────┴──────┴────────┴───────────┴──────────┴─────────────┘

 

Приложение 2

к письму Минобразования РФ

от 14 декабря 2000 г. N 2

 

Речевая карта
( заполняется на каждого обучающегося,
зачисленного в логопедический пункт)

 

1. Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры).

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

 

Приложение 3

к письму Минобразования РФ

от 14 декабря 2000 г. N 2

 

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих
нарушения в развитии устной и письменной речи

 

┌─────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐

│ Группы обучающихся          │    Предельная наполняемость (чел.)      │

│                             ├────────────────────┬────────────────────┤

│                             │Общеобразовательное │ Общеобразовательное│

│                             │     учреждение,    │     учреждение,    │

│                             │   расположенное    │   расположенное в  │

│                             │     в городе       │ сельской местности │

├─────────────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│с  общим  недоразвитием  речи│                    │                    │

│(ОНР)                        │    до 4            │          до 3      │

│                             │                    │                    │

│с  нерезко  выраженным  общим│                    │                    │

│недоразвитием речи (НВОНР)   │    до 5            │          до 4      │

│                             │                    │                    │

│с     фонетико-фонематическим│                    │                    │

│недоразвитием  речи  (ФФН)  и│                    │                    │

│фонематическим  недоразвитием│                    │                    │

│речи (ФН)                    │    до 6            │          до 5      │

│                             │                    │                    │

│с недостатками чтения и пись-│                    │                    │

│ма, обусловленными общим  не-│                    │                    │

│доразвитием речи             │    до 4            │          до 2      │

│                             │                    │                    │

│с недостатками чтения и пись-│                    │                    │

│ма,  обусловленными   нерезко│                    │                    │

│выраженным общим недоразвити-│                    │                    │

│ем речи                      │    до 5            │          до 4      │

│                             │                    │                    │

│с недостатками чтения и пись-│                    │                    │

│ма, обусловленными  фонетико-│                    │                    │

│фонематическим  (фонематичес-│                    │                    │

│ким) недоразвитием речи      │    до 6            │          до 5      │

│                             │                    │                    │

│заикающиеся                  │    до 4            │          до 3      │

│                             │                    │                    │

│с  недостатками  произношения│                    │                    │

│отдельных звуков             │    до 7            │          до 6      │

└─────────────────────────────┴────────────────────┴────────────────────┘

 

Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.

 

 

 

К перечню нормативных документов

На главную