Администрация
Руководителям
Челябинской
области
муниципальных органов
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
управления образованием
ОБРАЗОВАНИЯ
434113, г. Челябинск, пл. Peволюции, 4
Телефон: 33-41-64
от 12.04.2000 № 01-09/135
Главное управление образования направляет письмо Минобразования РФ «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Рекомендуем использовать в деятельности образовательных учреждений всех видов и типов.Просим в срок до 10.05.2000г. направить в ГлавУО сведения по району (городу)
об обеспеченности специалистами, осуществляющими психолого-медико- педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях (согласно приложению 3 данного письма).Информацшо направлять в ГлавУО на имя Бурмистровой Н.И
Первый зам. начальника В.В. Верахин
Управление по делам образования г. Челабинска
Решение Коллегии
От 20.06.03г. г. Челябинск №2/1
О состоянии работы Службы практической психологии в образовательной системе г. Челябинска
Коллегия Управления по делам образования г. Челябинска отмечает, что
в период с 1991 года в городской образовательной системе были созданы условия для становления и развития Службы практической психологии (далее Служба).В городской системе образования сформирована вертикаль управления Службой
. На муниципальном уровне курирование деятельности Службы практической психологии закреплено в функциональных обязанностях заместителя начальника Управления по делам образования. В Управлении есть специалист, отвечающий за вопросы функционирования Службы. Второй год действует структурное подразделение № 1, в составе которого имеется отдел диагностики и консультирования. Подобные структуры имеются во всех районных образовательных системах с общим количеством специалистов 44 человека, что позволяет обеспечить не только стабильное функционирование Службы, но и ее развитие.В образовательных учреждениях по данным на июнь 2003 года работают
474 специалиста. Из них в школах -.218 человек, в дошкольных образова тельных учреждениях — 196 человек, в специальных (коррекционных) образо вательных учреждениях - 15 человек, в учреждениях дополнительного обра зования — 12 человек.78% образовательных учреждений города обеспечены психологами: В
27% образовательных учреждений имеется психологическая служба, располагающая 2-10 специалистами службы сопровождения (МСКОУ, школы-интернаты, лицеи и гимназии).В среднем по городу один школьный педагог-психолог работает с 587
детьми, на одного дошкольного психолога приходится 272 ребенка, что со поставимо с общепринятыми в российском образовании нормами.Управление деятельностью Службы практической психологии в
городской образовательной системе осуществляется на основе программно-целевого принципа. В 2000 году решением Челябинской городской Думы была принята "Программа развития муниципальной образовательной системы г. Челябинска до 2005 года", в которой обозначены основные направления деятельности Службы.Развитие Службы практической психологии в Челябинске обеспечивается привлечением высококвалифицированных специалистов к научно-методическому руководству деятельностью психологов, организацией деятельности профессиональных объединении педагогов-психологов во всех районах города. Управлением по делам образования на каждый учебный год
формируются четкие указания о тех управленческих действиях, которые должны быть реализованы как с привлечением педагогов-психологов (разно го рода исследования, экспертизы, мероприятия по сопровождению единых государственных экзаменов), так и для развития самой Службы.В городской образовательной системе систематически уточняется
состав психологического сопровождения на основе анализа социального заказа участников образования на услуги психолога. Весной 2003 года про ведено очередное социологическое исследование, в котором приняли уча стие представители администрации, педагоги, учащиеся, родители учащихся и воспитанников.Материалы исследования позволят специалистам органов управления
образованием сориентироваться в потребностях участников образования, вы явить новые тенденции в развитии социального заказа на психологические услуги. Так, исследование социального заказа родителей на психологические услуги обнаружило необходимость более пристального внимания педагогов- психологов на психологическое здоровье детей, создания в образовательном учреждении условий для благополучного психо-эмоционального состояния учащихся. В меньшей степени родители сориентированы на обеспечение психологической службой качества образования. Среди видов работы наи большее предпочтение родителями отдается просвещению и индивидуаль ному консультированию.Социологическое исследование запроса педагогов на психологические
услуги показало сформированность в профессиональном сознании данной группы участников образовательного процесса возможностей и целесообраз ности использования результатов работы педагогов-психологов в осуществ лении индивидуально-дифференцированного подхода к детям, в повышении качества образования.Социологическое исследование заказа на психологические услуги уча
щихся общеобразовательных школ показало, что дети оценивают роль пси хологической службы в обеспечении условий эмоционального комфорта в образовательном учреждении. У детей сформирован заказ на увеличение в деятельности педагогов-психологов спектра индивидуальных форм работы. Исследование показало необходимость целенаправленного формирования за каза учащихся на психологическое сопровождение процесса их социализации и интеграции в общество, поскольку отдельные виды этой работы (например, профориентация) оказались наименее востребованными учящимися.В целях координации работы специалистов Службы практической пси
хологии, направленной на решение-актуальных и перспективных задач пси хологического сопровождения муниципальной и субмуниципальной образо вательных систем, обеспечения мониторинга наиболее существенных показателей качества реализации образовательных услуг осуществляется стандартизация деятельности педагогов-психологов.Так, на уровне города стандартизован единый диагностический инстру
ментарий определения готовности детей к обучению в школе (ГОШ). В ряде учреждений установлены автоматизированные рабочие места специалистов Службы.В Советском, Ленинском, Центральном, Курчатовском и Калининском
районах разработан, стандартизирован и утвержден приказами районных управлений образования инвариант психологического обеспечения деятель ности специалистов образовательных учреждений, закрепляющий перечень необходимого и достаточного диагностического и коррекционно- развивающего инструментария для осуществления психологического сопро вождения образовательного процесса.Принципиально новым направлением развития Службы в городской
образовательной системе является открытие зкспериментальных площадок, отрабатывающих различные проблемы психологического содержания.Управлением по делам образования города сформированы новые тех
нические задания - темы экспериментальной деятельности по проблемам психологического сопровождения образовательной практики: "Содержание и технологии деятельности педагога-психолога по психологическому обеспе чению управления образованием"; "Построение субмуниципальной модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения"; "Психо логическое сопровождение семьи в образовательном пространстве"; "Психо логическое сопровождение процессов сохранения и укрепления психологи ческого здоровья участников образования". Данные темы экспериментальной деятельности являются актуальными направлениями в развитии Службы практической психологии на муниципальном уровне.Для более интенсивной разработки, апробации состава и технологий сопровождения семьи Управлением но делам образования и кафедрой пси
хологии развития ЮУрГУ открыт Центр психологического сопровождения семьи "Согласие". Специалистами Центра реализуются программы психоло гического сопровождеиия будущей матери и ребенка, развивающие и образо вательные программы для детей от рождения до семи лет, тренинговые программы для родителей детей от трех до шестнадцати лет, программа профес сионального самоопределения для выпускников школ.Модели психологического сопровождения семьи разработаны в психо
логических центрах Советского, Центрального, Ленинского районов.В образовательных учреждениях активизирована работа педагогов-
психологов по взаимодействию с семьями воспитанников и учащихся, со вершенствуются формы профилактической и просветительской работы.В рамках данного направления в 2002 году 45 специалистов прошли
обучение основам сопровождения детей, испытывающих жестокое обраще ние и подвергающихся насилию. Управлением по делам образования совме стно с общественной организацией с «Любава» организован круглый стол по проблеме межведомственного взаимодействия для решения этого круга про блем.Большая работа была проведена специалистами Службы практической
психологии по разработке и апробации технологии психологического сопровождения кадровой политики в части формирования резерва первых руководителей учреждений. Кандидаты на должность руководителей оце нивались с помощью стандартизированных психологических методик на предмет выявления готовности к руководящей работе и выявления крайних степеней выраженности качеств, нежелательных для управленческой дея тельности. В результате из числа претендентов была сформирована группа резерва руководителей образовательных учреждений, для которой разрабо тана специальная программа повышения квалификации, включающая в себя мероприятия по повышению психологической компетентности будущих ру ководителей в реализации разных стратегий управления (управленческой деятельности).Одной из задач, решаемых органами управления образования и образо
вательными учреждениями по развитию Службы практической психологии, является учебно-методическое и материально-техническое оснащение кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях всех видов.На 1 июня 2003 года в 98% школ и 50% дошкольных учреждений откры
ты и функционируют кабинеты педагогов-психологов, в 57,5% школ и 26,6% детских садов созданы автоматизированные рабочие места психологов. Ста новится традицией проведение смотров-конкурсов кабинетов Службы прак тической психологии, способствующих повышению материально- технического оснащения Службы в образовательных учреждениях. Как пока зали результаты смотров-конкурсов лучше других оснащены психологиче ские службы специальных (коррекционных) образовательных учрежлений, школ-интернатов и детских домов, лицеев и гимназий. Победителями кон курсов стали школы №41, 58, 67, лицеи №11, 77, 142, школа - детский сад №133, 440, МСКОУ школа-интернат № 11, детские сады № 362, 348.В январе-феврале 2003 года Управлением по делам образования был ор
ганизован и проведен смотр-конкурс районных подразделений Службы прак тической психологии. В ходе подготовки к смотру был определен перечень требований к оснащению и оборудованию центров, который позволит их ру ководителям, начальникам районных управлений целенаправленно продви гаться в развитии этих структурных подразделений.В результате подготовки и проведения смотра были значительно улуч
шены условия деятельности специалистов в Металлургическом, Трактороза водском, Курчатовском районах, произведен ремонт помещений но всех рай онных службах, оснащены компьютерами рабочие места специалистов. Та ким образом создайы условия для реорганизации Служб практйческой пси хологии в Центры психолого-педагогического и медико-социального сопро вождения. Результаты смотра конкурса показали высокий уровень работы Служб управлений образования Центрального, Советского, Ленинского и Курчатовского районов:В городской образовательной системе достаточно эффективно решает
ся задача использования потенциала специалистов Службы практической психологии при осуществлении процедур разработки, мониторинга и экспертизы образовательных программ и проектов.Так, разработан и апробирован стандартизированный инструментарий
определения уровня готовности детей к обучению в школе. В настоящее вре мя, по рекомендациям практических психологов совместно с ЧГПУ разраба тывается новый вариант программы автоматизированной обработки данных, получаемых по данной методике. Сегодня психологи располагают тестами, измеряющими интеллектуальный и творческий потенциал детей (в том чис ле, УИТ СПЧ и ПИТ СПЧ). Это позволяет проводить экспертизу уровня зна ний воспитанников и учащихся, унифицировать и внедрить технологию при нятия управленческих решений по результатам мониторинга и психологиче ских экспертиз.Управление по делам образования реализует новые подходы в использо
вании возможностей Службы практической психологии для решения задач информационного обеспечения управления. Так, первым этапом проведения конкурса на статус «Муниципальная экспериментальная площадка» стала психологическая экспертиза социально-психологической готовности образо вательных учреждений к развертыванию опытно-экспериментальной дея тельности.На протяжении нескольких лет органами управления образования пуб
ликуются материалы по нормативно-правовому и программно- методическому обеспечению деятельности психолога. Целенаправленную работу в этом направлении проводят управления образования Советского, Центрального и Ленинского районов.Педагогами-психологамн образовательных учреждений города созданы программы коррекционно-развивающей направленности для детей разных возрастных групп; программы по профилактике эмоционального выгорания педагогов, по развитию детско-родительских отношений. В конкурсе коррекционно-развивающих и профилактических образовательных прогрямм пси
хологического содержания, который был проведен Главным управлением образования и науки в мае 2003 года, программы психологов города Челя бинска стали лучшими.Традиционными стали методические семинары, проводимые структур
ным подразделением №1 Управления по делам образования и районными Службами практической психологии. Так, в мае 2003 года на муниципальном уровне был организован семинар «Психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников». На протяжении 2002-2003 учебного года на субмуниципальном уровне в ходе методических семинаров обсужда лись вопросы: психологического сопровождения здоровья участников обра зования (Центральный район), организации психопрофилактических меро приятий в образовательных учреждениях (Курчатовский район), психологи ческого сопровождения педагогов-психологов (Советский район), организа ции ППМ консилиумов (Ленинский район), методической работы Центров службы практической психологии (Калининский район), социологических исследований в практике управления образовательными учреждениями (Ме таллургический район), взаимодействия специалистов служб сопровождения (Тракторозаводский район).Особое внимание в городской образовательной системе уделяется про
блеме повышения квалификации кадров для Службы практической пси хологии.Управление методической деятельностью педагогов-психологов первич
ных звеньев Службы осуществляют районные подразделения. Во всех рай онных подразделениях Службы функционирует «школа молодого психолога» .для начинающих специалистов; действуют опорные площадки но стажировке специалистов (Ленинский, Тракторозаводский, Центральный районы); организована оценка эффективности деятельности психолога более опытными специалистами (Металлургическнй, Советский районы); действуют научно- практические лаборатории (Центральный, Советский районы). В Курчатов ском районе сформирован научно-методический Совет. За последний год значительно увеличилось количество форм методической работы в Службе; традиционными формами на всех уровнях функционирования Службы явля ются творческие группы, проектные группы, методические объединения до школьных и школьных специалистов.Управлением по делам образования, районными управлениями образоI53 (Центральный район) и Шпунтова Елена Анатольевна, педагог-психолог МОУ СОШ № 73 (Метал лургический район).
вания в течение 2 последних лет проводятся конкурсы профессионального мастерства. Победителями данных конкурсов стали Василенко Елена Ва сильевна, педагог-психолог МОУ СОШ №Таким образом, наличие стабильной динамики развития Службы
практической психологии в содержательном, организационном, функ циональном и статусном аспектах, расширение спектра услуг высокого качества, представляемых Службой реализация в работе психологов г. Челябинска всех основных направлений деятельности, обозначенных Министерством образования Российской Федерации на Всероссийском съезде практических психологов образования (26-28 мая 2003г. г. Москва) свидетельствует о выполнении в целом задач и требований Программы развития Службы практической психологии в городской образовательной системе на данном этапе.Вместе с тем, выявлен ряд проблем, которые необходимо решать в целях
обеспечения дальнейшего развития Службы. На муниципальном уровне не разработаны критерии эффективности деятельности подразделений Службы практической психологии, недостаточно координируется деятельность педа гогов-психологов учреждений специального (коррекционного) типа, не соз дан общественный орган управления научно-методическим сопровождением деятельности психологов, недостаточно оперативно рассматривается вопрос о создании нового типа образовательных, учреждений для детей, нуждаю щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.Серьезный аспект управленческих проблем связан с проработкой кадро
вым составом Службы проекта Этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования, который предложен для обсуждения на Всероссийском съезде практических психологов образования.Необходимо, чтобы профессиональные задачи решались этими специа
листами в соответствии с этическими нормами, чтобы были защищены права людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие, чтобы укреплялся авторитет психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.Учитывая изложенное, Коллегия решает:
1. Считать в основном выполненными задачи по реализации основных ме
роприятий Программы развития муниципальной образовательной систе мы г. Челябинска до 2005 г., запланированные в 2001, 2002, 2003 годах в части развития Службы практической психологии образования.2. Считать приоритетными до 2005 года следующие направления деятельности Службы практической психологии в городской образовательной системе:
- психологическое сопровождение процессов сохранения и укрепления психологического здоровья участников образования;
- психологическое сопровождение семьи в образовательном пространстве;
- психологическое обеспечение управления образованием.
3. Рекомендовать Управлению по делам образования:
1) создать научно-методический Совет по практической психологии для осуществления руководства развитием Службы практической психологии муниципальной образовательной системы (срок - октябрь 2003 года);
2) создать городское методическое объединение педагогов-психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (срок - сентябрь 2003 г.);
3) разработать критерии эффективности деятельности служб практической психологии (срок - декабрь 2003 г.);
4) провести мероприятия по обсуждению проекта Этического Кодекса, пред
ложенного для Службы практической психологии образования Министер ством образования РФ, а также организации деятельности комиссий по этике (1 квартал 2004 г.).4. Начальникам районных управлений образования:
1) рассмотреть возможность создания образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
2) разработать мониторинг, позволяющий контролировать и корректировать процессы психологического обеспечения образования (ноябрь 2003 г.);
3) разработать программу психологического сопровождения подготовки резерва руководящих кадров (январь 2004 г.).
5. Руководителям образовательных учреждений:
1) создавать условия для совершенствования программно-методического обеспечения и материально-технического оснащения специалистов Службы;
2) обеспечить полную реализацию задач психологического сопровождения учащихся и воспитанников в части компетенции образовательного уч
реждения в соответствии с Программой развития Службы практической психологии образования до 2005 г.