Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Играя с LEGO, познаём и созидаем

8 мая 2014, 07:42:00

Лего – умная игра, завлекательна, хитра.

Интересно здесь играть, строить, составлять, искать!

Приглашаем всех друзей Лего собирать скорей!

А.Петров

Эта незатейливая зазывалочка собрала 29 апреля более тридцати педагогов дошкольных образовательных учреждений на семинар-практикум по теме «Лего-конструирование как средство развития способностей и личностных качеств дошкольника». Организаторами семинара стали муниципальный методический центр и МБДОУ «ЦРР-ДС №30».

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы.

Хотя в дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических и практических разработок по развитию детского творчества, педагоги, как первопроходцы, прокладывают путь новым технологиям в развитии и воспитании ребёнка. Для собравшихся в зале заинтересованных педагогов был и остаётся сегодня актуальным и приоритетным вопрос «Как раскрыть огромные потенциальные возможности, которые есть без исключения у каждого воспитанника?». Ответ на этот вопрос в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования даёт универсальная лего-технология развития творческих и умственных способностей, технических умений и наглядного моделирования. В соответствии с требованиями стандарта эта технология позволяет реализовывать принцип интеграции образовательных областей, использовать конструктор ЛЕГО как в совместной деятельности взрослого и детей (в проведении праздников, в проектной деятельности), так и в самостоятельной игровой деятельности детей,.

Использование лего-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Семинар открыла И.Л. Смирнова, заместитель директора МБОУ «ММЦ», высказыванием Джорджа Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Оно, как нельзя лучше, раскрывает цель семинара: показать уже имеющийся опыт работы дошкольных образовательных учреждений города по работе с Лего, обогатить участников идеями легоконструирования и вовлечь как можно большее количество педагогов в продуктивный вид деятельности с детьми дошкольного возраста.

Теоретические аспекты инновационной деятельности ДОУ по развитию творческого потенциала детей и профессионального мастерства педагогов в современных условиях осветила Е.А. Осинцева, методист ММЦ, особо отметив, что если ребёнок талантлив, то он талантлив во всех сферах. Поэтому рядом с ребёнком должен быть воспитатель-профессионал, который бы наполнил современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремлённости, инициативы, интереса, вдохновения и самостоятельности каждого воспитанника.

В систему дополнительного образования школ нашего города лего-технологии начали внедряться с 2007 года. В дошкольном образовании пионером в 2012 году стал МБДОУ «ЦРР-ДС №30». Опытом внедрения технологии легоконструирования в образовательный процесс ДОУ поделилась И.Б. Глазкова, заместитель заведующего. Инна Борисовна подробно рассказала о конструкторах образовательной серии компании LEGO Education, которые обеспечивают высокое качество образования детей, позволяют организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность с детьми и обогащают предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ и семье.

Особый интерес у участников семинара вызвали два мастер-класса С.М. Шляги, заместителя директора по информационным технологиям, руководителя центра образовательной робототехники МБОУ «Гимназии №127», педагога дополнительного образования. Педагоги с интересом учились применять различные приёмы и методы легоконструирования в работе с детьми, элементарно объяснять законы физики, окружающей действительности при создании и испытании конструкций «Падающие башни» и «Скоростные автомобили». Азарт педагогов доказал, что лего-конструктор захватывает не только детей, но и взрослых.

Вторая часть семинара-практикума была посвящена представлению опыта использования конструктора ЛЕГО дошкольными образовательными учреждениями общеразвивающего и коррекционного вида в процессе подготовки к участию в по произведениям В .Бианки, Г. Сладкова, В. Зотова:

  • оригинальные идеи в развитии познавательно-эмоциональной сферы ребёнка в процессе работы над проектом «Первая охота» представила Е.П. Тищенко, воспитатель МБДОУ № 27. Юмор, доброта, которой нам так порой не хватает, «широко раскрытые глаза ребёнка» на окружающий мир, на самые обыденные жизненные явления - легли в основу авторского сценария переложенного из прозы в поэзию;
  • на примере проекта «Путешествие в лесную страну» продемонстрировала работу по развитию познавательно-речевой активности дошкольников в совместной творческой деятельности детей и взрослых Е.В. Иванова, воспитатель МБДОУ №18;
  • об интеграции театрализованной деятельности с легоконструированием в социализации детей с особыми возможностями здоровья рассказала М.И. Большакова, старший воспитатель МБДОУ №25. Она показала взаимосвязь конструирования с разными видами детского творчества, как эмоции, чувства обогащают интеллект, воображение и коммуникативные способности ребятишек;
  • использованию ЛЕГО в коррекционно-образовательной работе посвятила своё выступление А.В. Заикина, заместитель заведующего МБДОУ №26. В процессе работы над проектом «Ворона и лисица» педагоги с помощью программы Windows Movie Maker смонтировали лего-мультфильм, вызвавший эмоциональный отклик и речевую активность у своих воспитанников.

Заключительным аккордом семинара стало яркое выступление детей из МБДОУ ЦРР-ДС№30 «Лесная сказка». Они показали свой проект по рассказу В. Бианки «Синичкин календарь», который переложен в стихотворную форму воспитателем Ю.А. Варлашовой. Занимательное повествование о жизни птиц, зверей, природы вовлекло детей в театрализованное действие-игру и помогло им узнать повадки животных и птиц по их жизненным циклам.

Педагоги МБДОУ №1 и №25 подготовили для участников семинара раздаточный материал, который поможет им интегрировать образовательные области и реализовывать возможности разных видов детской деятельности совместно со взрослыми.

Участники семинара высоко оценили его практическую направленность и поблагодарили организаторов и всех выступавших за новые идеи и согласились с тем, что любая идея совершенно бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться.

Осинцева Е.А., методист МБУ "ЦОДОУ"

Смирнова И.Л., заместитель директора МБОУ "ММЦ".