В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы реализуются проекты и мероприятия по модернизации региональных систем общего образования. Запланированные мероприятия будут способствовать развитию системы общего образования.
От реализации проекта ожидаются следующие результаты:
- обеспечение эффективных условий обучения;
- повышение заработной платы учителей;
- развитие материально-технической базы школ;
- решение проблем малокомплектных школ в сельской местности;
- модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ.
Модернизация региональных систем дошкольного образования
Целью программы является модернизация региональных систем дошкольного образования.
Основным назначением программы является помощь субъектам федерации в достижении к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Программа реализуется согласно постановлениям Правительства Российской Федерации:
- от 3 июня 2013г. № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году»;
- от 14 января 2014 г. № 22 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году»;
- от 14 апреля 2014 г. № 289 «О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы».
Государственно-общественный характер управления образованием.
В Законе Российской Федерации "Об образовании" в качестве одного из принципов государственной политики в области образования определен государственно-общественный характер управления образованием, который предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения. В главе 3 статье 26. Управление образовательной организацией отмечается, что «управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления…». Они могут быть разными от Управляющего, Попечительского советов до Света школы.
Вопросу государственно-общественного управления (далее ГОУ) в образовательном учреждении был посвящен круглый стол «Государственно-общественное управление образовательными учреждениями - эффективные формы и перспективы развития», организованный Управлением образования и муниципальным методическим центром 30 января на базе гимназии № 127. Для того, чтобы грамотно и эффективно выстроить работу коллегиальных органов управления образовательной организацией необходимо хорошо знать нормативную базу. С ней и познакомила директоров школ Наталья Валентиновна Лазуренко, исполняющий обязанности начальника управления образования. Раскрыв задачи и юридические аспекты ГОУ, она остановилась на существующих проблемах:
- не полное нормативно-правовое обеспечение деятельности органов государственно-общественного управления образованием;
- недостаточная активность администрации учреждений в создании новых управленческих структур;
- малый процент родителей и обучающихся, принимающих участие в работе органов государственно-общественного управления образованием;
- недостаточная готовность родителей к управленческой деятельности;
- отсутствие органов государственно-общественного управления образованием на уровне муниципалитета.
На данном этапе модернизации образования, в условиях внедрения новых стандартов эта проблема становится особенно актуальной, потому, что стандарты образования, как отмечается в концепции ФГОС, «это- общественный договор, … который закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования». Именно эту мысль подробно осветила в своём выступлении Ирина Леонидовна Смирнова, директор муниципального методического центра. Наглядно показав алгоритм действий по введению ФГОС в школе и роль органов ГОУ в процессе их внедрения, она сопоставила две формы коллегиального управления: Управляющий совет и Попечительский совет, раскрыв их функции, признаки, свойства.
Руководители образовательных учреждений познакомились с опытом работы Управляющего совета гимназии № 127, Попечительского совета школы № 128. Каждый директор школы поделился своими мыслями, проблемами, опытом внедрения коллегиального управления в своем образовательном учреждении.
Старший методист МБОУ «ММЦ»
Л.Н.Патракеева
Материалы круглого стола: