ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
В городе Заречный Пензенской области 30 июня – 02 июля 2023 года прошёл практикум для педагогов детских садов-участников Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома», посвящённый разработке модели перехода детских садов на Федеральную образовательную программу дошкольного образования и моделей распространения технологических стандартов Инновационной сети «Школа Росатома». Практикум был проведен на базе МАДОУ «Детский сад №7 «Игрушка».
На открытии мероприятия Светлана Чернышева, начальник Департамента образования города Заречного Пензенской области, приветствуя участников практикума, подчеркнула, что встречать гостей очень приятно, а единомышленников – почётно и ответственно. «Такие встречи важны в рамках педагогического общения и взаимообогащения в рамках проекта «Школа Росатома». Уверены, что работа, которая запланирована в рамках практикума, будет полезна в первую очередь, детям, для которых мы живём и работаем» — отметила Светлана Чернышева.
Роман Селюков, научный руководитель Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома» заметил, что в сети мы работаем по единым технологическим стандартам, но каждый детский сад реализует требования самобытно. Важно осмысленно работать со стандартами, важно перестроить уклад образовательной организации, важно действовать технологично, ведь детский сад Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома» отличает от всех остальных детских садов не столько наличие открытого образовательного пространства Open Space, сколько реализация эффективных российских технологий, позволяющих создать условия для развития детей в игровой деятельности и развития их способностей.
Ключевым тактом первой части практикума стало обсуждение изменений в работе сетевого детского сада, связанных с утверждением Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Важной фиксацией стал тезис о том, что программа задает минимальные требования, что не мешает продолжать работать по сетевым стандартам, так как сетевые стандарты не противоречат положениям программы. Важно соблюдать именно прописанные минимальные требования Федеральной программы, а дополнительные образовательные форматы будут являться только плюсом.
Иван Трифонов, координатор мероприятий в городах-участниках проекта «Школа Росатома» проанализировал подходы к самоидентификации учреждений Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома» в сети Интернет. Эксперт подчеркнул необходимость в публичном пространстве позиционировать свою образовательную организацию как участницу Инновационной сети «Школа Росатома», но важно понимать, какое содержание этого позиционирования: имеет ли оно отношение к реализации сетевых стандартов или нет. Кроме этого, важно использовать только официальные логотипы и хештеги.
Елена Непомнящая, эксперт Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома» выступила с докладом «Способы реализации образовательной деятельности, направленной на продвижение детей по целевым ориентирам, обозначенным в ФОП дошкольного образования». Елена Непомнящая предложила участникам Инновационной сети системный подход к проектированию основной образовательной программы, в рамках которого органично соединяются в целостную систему целевые ориентиры и предполагаемые результаты, способы обеспечения продвижения дошкольников по целевым ориентирам через технологичное создание условий для вхождения детей в культуру. Были представлены конкретные рекомендации по интеграции технологий, реализуемых детскими садами Инновационной сети на платформе Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Вторая часть практикума была выстроена в инновационном формате, впервые системно реализованном в рамках проекта «Школа Росатома»: командам педагогов и управленцев за 2,5 дня было предложено обследовать открытое образовательной пространство («Open Space») и пространство одной из групп детского сада, выявить несоответствия реализуемым сетевым технологическим стандартам и в рамках символического бюджета (30 000 рублей) привести оба пространства в соответствие с сетевыми стандартами. Совместное проектирование изменений, расчёт сметы, закупка материалов, реализация замыслов – огромная работа, которую в сжатые сроки удалось в полной мере выполнить двум командам педагогов и управленцев детских садов-участников Инновационной сети «Школа Росатома».
Как выстроить мотивирующее, развивающее, но неструктурированное взрослым разновозрастное образовательное пространство в детском саду? Команда педагогов из атомных городов предложила и реализовала массу идей:
- задействовали пространство пола, стен и потолков, а для зонирования пространств обустроили для детей разнообразные инструменты: ширмы, шторы, подъёмные механизмы, мобильные тележки;
- наполнили пространство неоформленными материалами;
- «вбросили» в пространство множество мотивирующих «провокаций» и таинственных мест.
Таинственная синяя комната в пространстве «Open Space» позволят детям включиться в воображаемые космические путешествия к дальним планетам, а веревочные подъёмные механизмы наверняка будут поддерживать интерес дошкольников к инженерно-техническому творчеству.
Команда педагогов, проектировавшая образовательную среду младшей группы детского сада, системно обогатила пространство группового помещения, спальни и приёмной различными инструментами, аксессуарами и источниками режиссёрской игры, которую будут проживать воспитанники группы ближайший год. Удалось существенно оптимизировать и разгрузить пространство группы: в спальне появилось полноценное игровое пространство, в групповом помещении удалось избавиться от всего лишнего, что позволило практически вдвое увеличить пространство для игровой деятельности детей и насытить его разнообразными режиссёрскими полями, мелкими игрушками, предметами-заместителями и мотивирующими к игре материалами: книгами, картинками, схемами. А воспитателям группы подготовили отдельный сюрприз – сундучок для «волшебных» игр.
Новый образовательный формат «прокачки» педагогов удался на славу. В процессе совместной деятельности педагоги и управленцы в реальной ситуации решали реальные проблемы здесь и сейчас при помощи экспертов проекта – Роман Селюкова, Ивана Трифонова и Елены Непомнящей. Возникшие идеи реализовывались на практике, а не в теории. В итоге – два «прокачанных» образовательных пространства появились в детском саду «Игрушка» и огромное количество реализованных на практике идей педагоги и управленцы увезли с собой, чтобы реализовать их в своих детских садах.
Было решено продолжить реализацию таких форматов практикумов в Инновационной сети «Школа Росатома» и был даже придуман способ, который позволит приобщиться к этим форматам педагогам и семьям дошкольников со всей страны. А на ближайшую «прокачку» уже заявились два сетевых детских сада из города Лесного Свердловской области. Практикумы в этих детских садах пройдут до конца 2023 года.
Вдохновленные и наполненные новыми идеями педагоги возвращаются с практикума в свои города, чтобы стать носителями и распространителями нового профессионального знания и опыта.