ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
Государственно-общественный характер управления образованием.
В Законе Российской Федерации "Об образовании" в качестве одного из принципов государственной политики в области образования определен государственно-общественный характер управления образованием, который предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения. В главе 3 статье 26. Управление образовательной организацией отмечается, что «управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления…». Они могут быть разными от Управляющего, Попечительского советов до Света школы.
Вопросу государственно-общественного управления (далее ГОУ) в образовательном учреждении был посвящен круглый стол «Государственно-общественное управление образовательными учреждениями - эффективные формы и перспективы развития», организованный Управлением образования и муниципальным методическим центром 30 января на базе гимназии № 127. Для того, чтобы грамотно и эффективно выстроить работу коллегиальных органов управления образовательной организацией необходимо хорошо знать нормативную базу. С ней и познакомила директоров школ Наталья Валентиновна Лазуренко, исполняющий обязанности начальника управления образования. Раскрыв задачи и юридические аспекты ГОУ, она остановилась на существующих проблемах:
- не полное нормативно-правовое обеспечение деятельности органов государственно-общественного управления образованием;
- недостаточная активность администрации учреждений в создании новых управленческих структур;
- малый процент родителей и обучающихся, принимающих участие в работе органов государственно-общественного управления образованием;
- недостаточная готовность родителей к управленческой деятельности;
- отсутствие органов государственно-общественного управления образованием на уровне муниципалитета.
На данном этапе модернизации образования, в условиях внедрения новых стандартов эта проблема становится особенно актуальной, потому, что стандарты образования, как отмечается в концепции ФГОС, «это- общественный договор, … который закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования». Именно эту мысль подробно осветила в своём выступлении Ирина Леонидовна Смирнова, директор муниципального методического центра. Наглядно показав алгоритм действий по введению ФГОС в школе и роль органов ГОУ в процессе их внедрения, она сопоставила две формы коллегиального управления: Управляющий совет и Попечительский совет, раскрыв их функции, признаки, свойства.
Руководители образовательных учреждений познакомились с опытом работы Управляющего совета гимназии № 127, Попечительского совета школы № 128. Каждый директор школы поделился своими мыслями, проблемами, опытом внедрения коллегиального управления в своем образовательном учреждении.
Материалы круглого стола:
- Государственно-общественное управление образовательным учреждением: эффективные формы и перспективы развития (презентация Н.В. Лазуренко).
- Государственно-общественное управление в контексте введения ФГОС (презентация И.Л. Смирновой).
- Управляющий совет гимназии – эффективная форма привлечения родительской общественности к управлению образовательным учреждением (презентация В.Н. Маслаковой).
- Нормативно-правовая база развития деятельности государственно-общественного управления в системе образования.
Старший методист МБОУ «ММЦ»
Л.Н.Патракеева