ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
С 1 по 3 ноября в МОУ ДПО (ПК) «Муниципальный методический центр» прошёл обучающий семинар «Внедрение программы универсальной профилактики для старшеклассников по предотвращению ВИЧ – СПИД – «Полезная прививка» для педагогов-психологов и социальных педагогов под руководством Лилии Анатольевны Проскура, руководителя ГМО педагогов-психологов.
В России, как и во всём мире, ширится эпидемия ВИЧ – СПИДа. Она грозит стать для нас таким же страшным событием, какими были мировые войны двадцатого века не только по числу жертв, но и по тому ущербу, который они нанесли стране. Мы практически каждый день сталкиваемся с упоминанием об эпидемии в средствах массовой информации или в обыденной жизни. Однако, в отличие от войн, эпидемия ВИЧ – СПИДа подкралась незаметно: еще десять лет назад количество ВИЧ-инфицированных исчислялось сотнями.
ВИЧ – СПИД – это не только болезнь и смерть отдельного человека, это трагедия его семьи, неизбежное сиротство детей, сокращение численности населения страны, потеря трудовых ресурсов, снижение уровня профессиональной подготовки населения, сокращение производства, торговли, туризма и падение уровня жизни в целом.
Несмотря на то, что на изучение ВИЧ-инфекции потрачено больше средств, чем на все предыдущие инфекции вместе взятые, многие ее загадки остаются нерешенными, и вакцины против ВИЧ до сих пор нет. Поэтому параллельно с эпидемией ВИЧ – СПИДа распространяется ещё одна эпидемия – "эпидемия страха". Болезнь бросает вызов современному образу жизни. Трудно назвать область общественных отношений, на которую она не влияет прямо или косвенно.
За прошедшие два десятилетия мировое сообщество выработало ряд методов для борьбы с распространением ВИЧ-инфекции. Среди них важнейшим является предупреждение ВИЧ – СПИДа. Разработчики "Полезной прививки", нового модуля школьной программы превентивного обучения Проекта ХОУП "Полезные привычки, навыки, выбор" исходили из следующего:
1. программа "Полезные привычки, навыки, выбор" доказала свою эффективность, получила в стране широкое распространение и положительную оценку обучающихся, родителей, педагогической общественности, федерального и региональных министерств образования;
2. основой успеха программы служил современный теоретический подход к превентивному обучению (формирование личностной и социальной компетентности учащихся или тренинг жизненных навыков), использование методологии обучения в группе и интерактивных методов обучения, а также специальная подготовка учителей;
3. уроки программы "Полезные привычки, навыки, выбор" для 8 – 11 классов содержат базовую информацию об инфекциях, передаваемых половым путем (ИППП), включая ВИЧ – СПИД, путях распространения ВИЧ, тестировании на ВИЧ, о методах предупреждения ВИЧ, об организациях, оказывающих специализированную помощь подросткам, а также формируют у обучающихся навыки решительного сопротивления давлению в отношении употребления алкоголя и наркотиков в ситуациях, приводящих к инфицированию ВИЧ.
"Полезная прививка" создана в помощь учителю, продолжающему и развивающему работу по формированию личностной и социальной компетенций обучающихся, начатую программой "Полезные привычки, навыки, выбор". Как и программа в целом, новый модуль базируется на теоретическом подходе к профилактике, называемом тренингом жизненных навыков и использует интерактивные методы обучения, предполагает обучение учителей работе с ним. При этом модуль "Полезная прививка" сконцентрирован на формировании навыков безопасного поведения и толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ – СПИДом.
Семинар предполагал ознакомление с программой, содержанием методических рекомендаций и презентаций. Содержание методических рекомендаций – информация и упражнения для того, чтобы эффективно и психологически грамотно строить подготовку учителей, собирающихся работать с подростками в области профилактики ВИЧ – СПИД. Семинар длился 3 дня.
В первый день состоялось приветствие участников семинара, знакомство с целями и задачами, правилами семинара, с основными положениями, принципами, понятиями и терминами программы «Полезная прививка», выполненных в виде презентаций и лекций.
Во второй день Л.Н. Проскура представляла демонстрации методов работы.
В третий день проходили открытые уроки участников семинара, тестирование и общая рефлексия.
Все 3 дня теоретическая часть сопровождалось упражнениями – энергизаторами.
Участники семинара высоко оценили качество проведения обучающего семинара.
Е.В. Ваулина, методист ММЦ.