Муниципальное казённое учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Педагоги Снежинска приняли участие в конференции «Практики и перспективы развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

19 декабря 2025, 13:43:34
ГАЛЕРЕЯ

17 декабря 2025 г. в ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» (Челябинск) состоялась  Межрегиональная научно-практическая конференция «Практики и перспективы развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». 

Программа конференции 

Цели мероприятия:

  • повышение качества психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
  • обмен опытом и обсуждение перспективных направлений исследований и внедрений инновационных решений в деятельности педагогов.

Были представлены темы:

  • Повышение воспитательских компетенций родителей детей с ОВЗ как фактор эффективности образования
  • Развитие адаптационной компетентности обучающихся
  • Об отдельных аспектах реализации образовательного процесса обучающихся с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательных организаций
  • Комплексный подход в реабилитации детей с ОВЗ
  • Индивидуальные и массовые формы и методы библиотечной работы с детьми с ОВЗ
  • Летняя школа коррекции как эффективное средство устранения пробелов в знаниях и повышения учебной мотивации у учащихся с ОВЗ

В конференции принимали участие представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, руководители и педагоги образовательных учреждений, социально-психологических центров, психологи, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, представители социальных служб и общественных организаций.

Открытие конференции началось с приветственных слов Калимуллиной Светланы Гаязовны, заместителя Министра образования и науки Челябинской области.

Светлана Гаязовна отметила важность проведения научно-практических конференций, независимо от того, очные они или заочные. Проведение таких мероприятий способствуют координации взаимодействий педагогов, благодаря содействию организаторов конференции, устанавливаются новые контакты, способствующие дальнейшему сотрудничеству и обмену опытом.

Перед участниками конференции выступали:

1. Овчинников Михаил Владимирович, заместитель начальника  РУМЦ ЧелГУ, доцент кафедры специальной и клинической психологии ЧелГУ, к.пс.н., доцент. Доклад «Развитие адаптационной компетентности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ»

2. Шадчин Игорь Владимирович, начальник Центра инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования». Доклад «Сопровождение профессионального образования инвалидов в системе СПО региона».

3. Кучергина Ольга Викторовна, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области», заведующий кафедрой инклюзивного образования, кандидат педагогических наук / онлайн, доклад «Об отдельных аспектах реализации образовательного процесса обучающихся с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательных организаций Иркутской области».

4. Соловьева Дарья Викторовна, главный врач «НИИ Педиатрии и неврологии «Дети-Индиго», врач-педиатр высшей квалификационной категории, рефлексотерапевт, детский эндокринолог. Доклад «Комплексный подход в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

5. Урушева Юлия Геннадьевна, заведующий отделом Центральной городской детской библиотеки им. А.М. Горького. Доклад "Индивидуальные и массовые формы и методы библиотечной работы с детьми ОВЗ. Из опыта работы Центральной городской детской библиотеки им. А. М. Горького г. Челябинска"

6. Дунаева Ирина Захаровна, заместитель директора по учебной работе, учитель дефектолог МБОУ СКОШ №122 г. Снежинск. Доклад «Летняя школа коррекции как эффективное средство устранения пробелов в знаниях и повышения учебной мотивации у учащихся с ОВЗ»

7. Коренькова Юлия Александровна, учитель-логопед, главный редактор журнала МБОУ СКОШ №122 г. Снежинск. Доклад «Роль школьного детского журнала «Любознайка» в развитии познавательного интереса учащихся с ОВЗ»

8. Захарова Ирина Александровна, учитель высшей квалификационной категории, руководитель методического объединения учителей ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования», Лауреат премии законодательного собрания Челябинской области в сфере образования. Доклад «Нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание обучающихся с расстройствами аутистического спектра во внеурочной деятельности».

Особенно хочется отметить выступление Л. С. Рычковой.

Рычкова Лидия Сергеевна, детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор – ветеран ЮУрГУ, преподает на Факультете психологии дисциплины «Психология аномального развития», «Специальная психология», «Коррекция психического развития», «Психология девиантного поведения», «Основные направления современной психотерапии».

Лидия Сергеевна отметила, что эмоциональная поддержка чрезвычайна важна для людей с особенностями в развитии, хорошо, если ее оказывает не только тьютор, но также дети и учителя. Для этого необходимо открыто говорить о людях с подобными проблемами, есть даже такой хороший лозунг: «Смотри на меня как на равного». А для этого необходимо вначале познакомиться с этим явлением, пообщаться с такими людьми. 

Перед участниками конференции выступила Млкеян Лиана Акоповна, преподаватель кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), архитектор Президентского проекта «Клуб Директоров».

Проект «Клуб директоров» создан для объединения руководителей образовательных учреждений и подчеркивания их роли в формировании ценностных ориентиров и убеждений. Важно, чтобы единый мировоззренческий подход транслировался в каждой школе и каждом классе. Создание и развитие профессионального сообщества управленцев, преодоление формализма в воспитательной работе, участие директоров школ в формировании общественных и законодательных инициатив на региональном уровне, совершенствование их управленческих компетенций – лишь часть задач, которые стоят перед «Клубом директоров».

Тимофеева Наталия Викторовна (главный методист компании “Инновации детям”, учитель-логопед высшей квалификационной категории, автор научных статей и методических пособий, разработчик продукта “Умное зеркало ArtikMe”. Методолог образовательных программ. Старший методист отдела методического сопровождения внедрения цифровых технологий в образовании ГБУ ДПО «ЧИРО», преподаватель Института инновационной педагогики и специального образования Международного университета психолого - педагогических инноваций) в своем выступлении отметила, что в условиях стремительного развития технологий интерактивные комплексы занимают важное место в учебном процессе образовательных организаций, социально-реабилитационных центров. Они становятся неотъемлемой частью раннего обучения, предоставляя детям возможность развиваться и обучаться в увлекательной и стимулирующей среде.

Акцент был сделан на многообразии интерактивных комплексов— они бывают разных тематик и помогают ребенку разобраться в конкретной теме: ПДД, БЖД, здоровье, экология, финансы, патриотизм и т.д. Есть также тактильные комплексы для развития мелкой моторики детей, логопедические для коррекционной и диагностической работы и т.д.

В своем докладе Дунаева Ирина Захаровна, заместитель директора по учебной работе, учитель дефектолог МБОУ СКОШ №122 г. Снежинск,  «Летняя школа коррекции как эффективное средство устранения пробелов в знаниях и повышения учебной мотивации у учащихся с ОВЗ» рассказала о важной и востребованной форме работы с детьми — летней школе коррекции.

Ирина Захаровна отметила, что летняя школа коррекции – это не просто «дополнение» к каникулам, а продуманная система мероприятий, направленная на сохранение и развитие достижений учебного года, профилактику регресса и создание условий для гармоничного развития ребёнка в летний период.

Основные цели летней школы коррекции:

  • предотвратить «летний спад» учебных и социальных навыков;
  • создать условия для непрерывного развития ребёнка;
  • укрепить психоэмоциональное здоровье и физическую активность;
  • сформировать позитивную мотивацию к обучению.

Летняя школа коррекции — это не «дополнительные уроки», а особая образовательная среда, где ребёнок:

  • отдыхает, но не теряет навыки;
  • развивается, но без перегрузок;
  • общается, но в безопасной обстановке;
  • открывает новые интересы, но с опорой на свои возможности.

Это инвестиция в непрерывность развития, профилактику трудностей и формирование позитивного отношения к обучению.

Коренькова Юлия Александровна, учитель-логопед, главный редактор журнала МБОУ СКОШ №122 г. Снежинск, поделилась своими наработками по теме «Роль школьного детского журнала «Любознайка» в развитии познавательного интереса учащихся с ОВЗ».

Юлия Владимировна отметила, что развитие познавательного интереса учащихся с ОВЗ - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности и успешная социализация в современном обществе.

Детская журналистика дает огромные возможности для активизации познавательной активности, раскрытия художественно-творческого потенциала, речевого развития и социализации детей. Маленьким журналистам до всего есть дело. Играя, они могут познакомиться с людьми различных профессий: врачами, пожарными, учителями, почтальонами, строителями, полицейскими и т.д.

Благодаря своей неординарности, интересным сюжетам, активным включением в образовательный процесс детей, родителей и социальных партнёров, детская журналистика набирает свою популярность и увлекает участников педагогического процесса.

Вторая часть конференции была посвящена презентации лучших региональных практик.

Педагоги школ №128 и №122 великолепно выступили на секции: "Актуальные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ".

Ветчинкина Александра Анатольевна, учитель-дефектолог МБОУ СКОШ №128, представила доклад «Создание страницы «Личного букваря» как средство коррекционно-развивающей деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра».

Создание «Личного букваря» для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) предполагает создание рукодельной книги из отдельных листов-заготовок. Букварь формируется в индивидуальной для каждого ученика последовательности и обеспечивает освоение навыков осмысленного чтения и письма печатными буквами.

Со слов Александры Анатольевны, логика педагогической работы в общем виде задавалась принципом «от общего - к частному», а точнее «от смысла - к технике». Например, при обучении чтению это означало, что педагог должен был сначала создать у ребенка представление о том, что такое буквы, слова, фразы, наполнить их личностными, эмоциональными смыслами и лишь затем отрабатывать технику чтения. Придерживаться такой логики было сложно, но любые отступления от нее приводили к механическому, бездумному усвоению аутичным ребенком определенного навыка, к невозможности его осмысленного использования. В частности, именно поэтому, изучая с ребенком буквы с помощью «Личного букваря», и создавая у него представление о том, что буквы являются составными частями слов, педагог одновременно использует элементы методики «глобального чтения», благодаря которому слова и фразы обретали для ребенка свое значение, «обрастали» личностными смыслами.

Опыт показывает, что работа с «Личным букварем» - это единственный путь к тому, чтобы сделать обучение аутичного ребенка осмысленным и осознанным. Начиная с освоения алфавита, узнавания букв в словах и постепенно переходя к чтению слов и фраз, мы обязательно опираемся на материал собственной жизни ребенка, на то, что с ним происходит: повседневные дела, праздники, поездки и т. д. Такой подход к обучению параллельно развивает систему эмоциональных смыслов аутичного ребенка, помогая ему осознавать события собственной жизни, отношения, чувства близких людей.

Таким образом, всем детям с РАС, за исключением тех, у которых отсутствует внешняя, экспрессивная речь (то есть мутичных, неговорящих детей), занятия с помощью «Личного букваря» нужны и полезны — при условии некоторой подготовительной работы по организации их произвольного внимания и поведения.

Попова Екатерина Алексеевна, учитель-логопед МБОУ СКОШ №128, подготовила доклад «Из опыта работы по реализации предмета «Речь и альтернативная коммуникация» с использованием возможностей программного обеспечения планшетного компьютера как одна из форм работы с учащимися с тяжёлой множественной недоразвитостью речи (ТМНР) и расстройством аутистического спектра (РАС)».

Планшетный компьютер — интерактивный инструмент для индивидуальных занятий, который позволяет использовать специализированные программы, направленные на коррекцию речевых нарушений. Все задания можно видоизменять согласно целям занятия, что намного расширяет возможности использования планшетного ПК в работе учителя-логопеда.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда позволяет более эффективно вести коррекционную работу с детьми с нарушениями речи. Специализированные логопедические игры помогают сделать коррекционный процесс более интересным, увлекательным для детей, помогает сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия.

Возможность использования планшетного компьютера не только на занятиях в образовательном учреждении, но и дома, способствует активизации работы с родителями, а также повышению их компетентности в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка.

Таким образом, компьютер, планшет и другие гаджеты становятся необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Селезнева Екатерина Михайловна, учитель-логопед МБОУ СКОШ № 122, поделилась своими наработками по теме «Применение дистанционных технологий взаимодействия с учащимися первых классов в период адаптации к школе».

Екатерина Михайловна отметила, что дистанционные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием дистанционных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.

 Использование ИКТ в начальной школе способствует:

  • повышению мотивации к учению. Интерактивные уроки, включающие презентации, обучающие игры и онлайн-ресурсы, вызывают больший интерес у детей и активизируют их учебную деятельность
  • повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников
  • повышению уровня комфортности обучения

Бугуева Луиза Эдиковна, учитель начальных классов МБОУ СКОШ № 122, в своем выступлении рассказала о «Некоторых приемах повышения учебной мотивации у учащихся с ЗПР в начальной школе».

В своей работе по формированию мотивации учебной мотивации Луиза Эдиковна использует:

  • создание проблемной ситуации;
  • необычную форму обучения;
  • культуру обучения;
  • отказ от отметок;
  • чувство юмора;
  • постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика;
  • привлечение учеников к оценочной деятельности;
  • создание ситуации успеха;
  • использование на занятиях инновационных, творческих технологий;
  • организацию соревнований учащихся;
  • использование демократического стиля педагогической деятельности.

Педагоги продемонстрировали высокий уровень профессиональной подготовки и инновационные подходы к работе с детьми с ОВЗ.

Гордимся нашими коллегами, чьи выступления на межрегиональном уровне подтверждают высокий профессионализм и стремление к развитию образовательной среды для обучающихся разных категорий.

Участие в конференциях - это осознанный выбор педагога, стремящегося к развитию за рамками формального обучения. Это путь к личностно-профессиональному саморазвитию, раскрытию творческого потенциала и повышению качества образовательного процесса.