Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"
13 марта 2014, 03:36:01

В условиях перехода к рыночной экономики актуальность финансирования образовательных учреждений остается одной из главных проблем государственного бюджета. «…Механизмы бюджетного финансирования должны стать более гибкими, а объем прав и степень самостоятельности конкретных учреждений должны зависеть напрямую от сферы их деятельности», отмечал Президент страны В.В.Путин. Вопросам нормативно-правовой базы финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в условиях нового законодательства был посвящен модульных курс для директоров, главных бухгалтеров и заместителей директоров по административно-хозяйственной работе ОУ города. Старший преподаватель кафедры управления, экономики и права ГБОУ ДПО ЧИППКРО Рустам Рафалович Рахметов, который вёл модульный курс, указал основные причины низкой эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг:

  • за счет средств бюджета осуществляется содержание сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказанных ими услуг;
  • сметное финансирование бюджетных учреждений не стимулирует оптимизацию и повышение эффективности их деятельности;
  • большинство бюджетных учреждений характеризуются высокой степенью закрытости управления.

Поэтому основной задачей создания условий для эффективного оказания государственных (муниципальных) услуг является – задача создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств.

Механизмом достижения этой задачи являются:

1) Расширение объема прав части бюджетных учреждений:

а) переход на субсидии по госзаданию;

б) устранение субсидиарной ответственности;

в) полученные доходы поступают в распоряжение бюджетного учреждения.

2) Перевод остальных бюджетных учреждений в казенные учреждения с минимальными правами по распоряжению доходами и имуществом.

Р.Р. Рахметов подробно осветил вопрос «Механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений общего образования, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов». Как же будет развиваться система оплаты труда учителя?

  • Школа сама формирует штатное расписание под ООП ступеней в объеме доведенных по нормативу средств или учредитель диктует численность персонала под задачу выдерживания соотношения ФОТ учителей и ФОТ всех остальных работников школы.
  • Структура базовой части ФОТ: учет интенсивности работы учителя, оплата всех видов деятельности по списку, разрабатываемому самой школой с учетом специфики ООП или оклад за выполнение учителем всех функциональных обязанностей.
  • Критерии распределения стимулирующей части ФОТ: показатели под требования ФГОС к результатам образования детей или традиционные рекордные показатели детей (ЕГЭ, олимпиады, конкурсы и т.п.) и профессиональные достижения учителя (конкурсы мастерства, звания, публикации, ученая степень).
  • Увеличение доли постоянных выплат в зарплате педагога (оклад) или достижение значительной доли стимулирующей части ФОТ (от 20 до 40 процентов)?

Особый интерес и озабоченность вызвала тема «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в свете Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ».

Эти и многие другие вопросы так волнующие руководителей были рассмотрены на данном модульном курсе. Вопросов было много, ответы на них не всегда однозначны.

Патракеева Л.Н., старший методист МБОУ «ММЦ».