ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,
то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях...
Константин Ушинский
Считается, что залогом безопасности России является здоровье нации. Проблема эта комплексная, масштабная, сложная и трудно решаемая в условиях современного развития общества, а тем более в условиях модернизации образования, которая становится затратней с каждым годом. По статистическим данным учёных из детского сада выходит в школу до 97% детей, имеющих различные отклонения в здоровье. Актуальная проблема комплексного оздоровления детей – это медицинская, человековедческая, биологическая, социальная, экологическая, психологическая, культурная, бытовая составляющие, а значит и педологическая, которая задействована крайне слабо. Вывести нынешнее российское образование из состояния глубокого кризиса вряд ли возможно с помощью только декларируемой модернизации. В переходный период преобразований необходимо придать образованию состояние динамической устойчивости, а затем и устойчивое развитие на пути к образовательному обществу. Неподготовленный педагог в решении проблем здоровья детей является сегодня главным фактором реальной ситуации. Можно ли решить проблему устойчивого развития, здоровья био-эко-социальных систем, разного уровня их организации, методами только науки даже самой передовой? Как создать и сохранить образовательную среду, которая будет только природосообразной, здоровьесберегающей и здоровьесозидающей? Какие инновационные подходы, идеи, парадигмы и методы станут основой системы дошкольного образования, чтобы в обществе оставаться здоровым и мобильным, а в будущем и конкурентно способным?
Разрешению сложной комплексной проблемы и был посвящён обучающий семинар «Здоровье, безопасность и экология как ключевые задачи модернизации образования», который состоялся 3 апреля на базе МБУ «ЦОДОУ». Провела обучающий семинар Тюмасева Зоя Ивановна, директор Института здоровья и экологии человека Челябинского государственного педагогического университета, заведующий кафедры валеологии, безопасности жизнедеятельности и медицинской коррекции, директор лаборатории Оздоровительные технологии в образовании Международного института независимых педагогических исследований, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Петровской академии наук и искусств, Международной академии наук педагогического образования, Заслуженный работник высшей школы РФ.
Более четырёхсот научных работ написано замечательным учёным, педагогом-практиком. Высказывание Джима Коллинза подходит и к Зое Ивановне: «В сердце я – учитель. И поэтому не могу не поделиться со студентами всего мира тем, что знаю. И во имя духа познания и просвещения я делаю своё дело».
На семинаре собравшиеся рассмотрели разные подходы: образовательно-экологический, холистический, образовательно-мировоззренческий, образовательно-экологический к изучению здоровья человека; отдельные аспекты теории и практики: коадаптивной (по отношению к субъектам образования) образовательной среды; природосообразного, здоровьесберегающего и здоровьесозидающего дошкольного образования; устойчивого развития образовательных систем, как предпосылки для устойчивого развития системы «человек – общество – природа»; дидактические основы технологизации эффективного и безвредного образования.
Собравшиеся высоко оценили содержательный теоретический и практический материал, осознали жизненную мудрость, утверждающуюся на принципах: «Жизнь – превыше всего», «Земля – прежде всего», а вслед за этим – «Здоровье – прежде всего».
Осинцева Е.А. , методист МБУ «ЦОДОУ».