В конце февраля 2016 года Екатерина Александровна Польская, педагог МБДОУ №25 г.Снежинска, как победитель конкурса воспитателей, владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС ДО, проекта «Школа Росатома», побывала на стажировке в лучших детских садах города Москвы инновационной образовательной сети «Эврика».
Это уникальная возможность для знакомства с передовым педагогическим опытом и повышения квалификации оставила у молодого педагога неизгладимые впечатления: «Стажировка в инновационных детских садах сети «Эврика» – это нечто большее, чем большинство привыкло вкладывать в это понятие. Каждый день открывал для нас новые возможности в профессиональной сфере, никаких лекций и теоретических занятий, с первого дня мы были погружены в практико-ориентированную деятельность по решению определенных образовательных задач, моделированию различных ситуаций, проектированию и оценке предметно-пространственной среды.
Одним из наиболее интересных и ответственных заданий была оценка образовательной среды и качества дошкольного образования с помощью шкал ECERS (Early Children Education Rating Scale). ECERS фиксирует три стороны: время (организация дня); люди (взаимодействие педагога с детьми и родителями); пространство. Преимущество данного инструмента состоит в его надёжности (все индикаторы прописаны очень ясно) и в оценке именно образовательной среды, а не индивидуальных особенностей детей или педагогов (что очень важно, поскольку напрямую оценивать результаты-достижения дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, нельзя).
В течение пяти дней мы посетили и оценили три абсолютно разных детских сада:
Детский сад школы самоопределения А.Н.Тубельского, который нашёл нестандартный и очень демократичный подход к детям. Здесь созданы разнообразные мастерские, где воспитанники пилят, строгают, режут, проводят опыты и проживают насыщенную эмоциональными событиями жизнь в свободной игровой деятельности. Ещё одной особенностью является бережное отношение педагогов к внутреннему духовному миру воспитанников, поэтому каждый день начинается с создания рисунка собственной сказки в индивидуальном блокноте, а затем появляется и сама сказка, записанная со слов ребёнка взрослым.
Детский сад, работающий по программе «Золотой ключик», где мы смогли на себе испытать элементы парной педагогики и погрузиться в смысловую единицу «ключика» – событие. Авторы данной программы предлагают новую модель образования, направленную на изменение позиции педагога, постановку на первое место воспитательно-развивающих целей, подчинение развития интеллекта в дошкольном возрасте развитию эмоциональной сферы ребёнка. Так всё воспитание и обучение детей в течение 2, а иногда и 4 недель, осуществляется вокруг одного образовательного события, важного и интересного детям, а значит остающегося на эмоциональном уровне. В этом, по словам научного руководителя «Золотого ключика» Жанны Сугак, колоссальная сила.
Новый детский сад «Лисёнок», внедряющий ещё неизвестную и нигде не изданную программу «Превращение» с центральной идеей развития мышления ребёнка, оформленной в игровую оболочку. Акцент идёт на большие возможности ребёнка, которые взрослый часто игнорирует. Педагоги этого детского сада считают: «То, что дети получают в готовом виде, они не запоминают!». Поэтому всё образовательное время маленьких «превращенцев» проходит в самостоятельном добывании новых знаний и умений в игровой форме. Что не может не вызвать симпатию у человека, желающего работать по-новому.
Несмотря на абсолютно разные программы, подходы, приоритеты, коллективы, каждый из этих детских садов преследует одну и ту же цель – подарить детям детство. И здесь нельзя не отметить слаженность и командный дух в работе педагогов и их творческий настрой на введение инноваций для достижения поставленных целей.
Что показалось интересным, возможным для применения в своей практике? Безусловно, это предметно-пространственная среда, где удачно использован каждый уголок, достаточно небольших по площади групп и даже спален, а в создании образовательного пространства видна рука ребёнка. Конечно, это групповые проекты и события, основанные на «плавающем» планировании, ориентирующемся на интересы и увлечения детей, а значит позволяющие добиться более эффективных образовательных результатов. И наконец, это переоценка взглядов на свою профессиональную деятельность в целом. Появилось желание работать по-новому, используя совершенно другие приёмы в работе с детьми, родителями и коллегами.
Хочется выразить огромную благодарность руководителям проекта «Школа Росатома» и Шадриной Н.М., руководителю стажировки инновационной образовательной сети «Эврика», за насыщенную и увлекательную стажировку. Она стала ярким событием в моей профессиональной деятельности».