ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
"Детей учить — не лясы точить…" (народная поговорка)
История
Переход понятия «Учитель» в «учителя» произошёл благодаря новаторским идеям чешского гуманиста Яна Коменского в XVII, сместившему центр образовательного процесса с фигуры Учителя на фигуру ученика. «День учителя» был учреждён в 1965 году, в СССР, указом президиума Верховного Совета. Торжественным днем было определено первое воскресенье октября каждого года.
Исторической предпосылкой для учреждения Всемирного дня учителя стала проведенная 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция. Посвящена она была статусу учителей и, как её результат, был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». Официально празднование Всемирного дня учителя, было предложено ЮНЕСКО в 1994 году. И с того времени 5 октября или в день, приближённый к этой дате, во многих странах и отмечается национальный День учителя. В этот день в РФ существует традиция поздравлять своих учителей, даже, если вы окончили школу уже давно.Также существует традиция в большинстве школ РФ накануне первого воскресенья октября проводить День самоуправления, когда сами ученики ведут уроки.
Образование в Киевской Руси
Первое официальное свидетельство о появлении школ на Руси мы находим в 988 году и связано оно с крещением Руси. В «Повести временных лет» указывается, что князь Владимир открыл в Киеве при Десятинной церкви школу «книжного учения». Именно христианская церковь принесла на Русь традицию школьного образования. Вслед за открытием школы Владимиром в 988 году, где было 300 детей, древние летописи сохранили свидетельства об открытии ещё ряда школ на Руси. На рубеже XI столетия, когда приходится период расцвета Киевской Руси, здесь сложилась такая система школ и воспитания: школы «книжного учения», монастырские школы, школы грамоты, кормильство, женские школы.
Школы «книжного учения» являлись школами повышенного типа. Как правило, здесь процветали «семь свободных искусств». Особенностью таких школ было то, что обучение осуществлялось по привнесённой христианством книжной системе, где главной была работа с книгой, с текстом. Эти школы готовили своих воспитанников к деятельности в различных сферах государственной, культурной и церковной жизни. Примером школ «книжного учения» были школа Владимира (988), дворцовая школа Ярослава Мудрого (1037) и другие. Школа Ярослава Мудрого существовала при Софийском соборе и имела международное значение. Это была школа повышенного типа, здесь велось переписывание книг, а также готовились писцы и переводчики для этого дела. В ней была основана первая на Руси библиотеку, которая стала очень известной.
Монастырские школы появились с XI века, согласно Студитскому уставу, который требовал, чтобы монахи жили в общежитиях и учились грамоте. Сначала существовали только закрытые монастырские школы, их посещали новопринятые монахи. Такие школы функционировали только в период обучения последних. Обучение носило индивидуальный характер. В некоторых монастырях существовали школы повышенного типа. Такой была школа в Киево-Печерском монастыре (1068). Она давала богословское образование, которое достигало уровня византийской духовной патриаршей академии. Из её стен вышли не только духовные иерархи (игумены, епископы и так далее), но и выдающиеся деятели древнерусской культуры, представители богословско-философской мысли. Школа известна своей библиотекой. Киево-Печерский монастырь стал центром русского летописания, он был поставщиком книжной продукции во всей Киевской Руси. С XII века по инициативе князя Ярослава Осмомысла (1153-1187) в Галицко-Волынском княжестве вводятся первые открытые монастырские школы для населения.
Школы грамоты существовали преимущественно в городах (в село грамота не проникала). Здесь учились дети боярские, посадников, купцов, ростовщиков, зажиточных ремесленников. Содержались такие школы на средства родителей. Изучали чтение, письмо, счёт и хоровое пение. Во время занятий учитель работал с каждым учеником отдельно или с небольшой группой учеников (8-10 человек).
Кормильство – форма домашнего воспитания детей феодальной знати. Князья подбирали для малолетних княжичей (в возрасте 5-7 лет) кормильцев из числа знатных воевод и бояр, что жили в отдельных волостях. Княжич не только там воспитывался, но и княжил. Кормильцы были и как наставники, и как управляющие. Кормильство предполагало не только военно-физическое воспитание, но и высокий уровень образования. Князья владели 5-6 иностранными языками. Начиная с XIII века кормильцы заменяются дядями – высокообразованными людьми (впервые термин встречается в 1202 году). Они становились домашними учителями. На смену кормильству приходят элементы гувернёрства.
В Киевской Руси существовали и женские школы. Примером таких школ является женская школа, открытая Анной Всеволодовною (сестрой Владимира Мономаха) при Андреевской церкви в Киеве (1086). Позже такие школы были открыты в Суздале, Полоцке и других городах. Ряд источников свидетельствуют о высокой образованности женщин, особенно в княжеских верхах. Это поднимало престиж Киевской Руси в глазах Европы.
Большинство детей, прежде всего, простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственного труда и другой домашней работе. Детей могли отдавать какому-нибудь мастеру для изучения ремесла. Там они иногда могли изучать грамоту и хоровое пение.
(По материалам сайта http://artpolitinfo.ru)
С профессиональным праздником, догогие Учителя!