С 10 по 15 июня 2019 года в итальянской Тоскане под научным руководством АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» проходит выездной экспертный практикум педагогов и управленцев сетевых детских садов проекта «Школа Росатома».
Участникам практикума представилась уникальная возможность не только познакомиться с традициями и инновациями системы образования Италии, но и попробовать себя в качестве экспертов, представляющих российские традиции и инновации в образовании.
Снежинский детский сад №12 "Звёздочка" на стажировке представляют – Колмакова О.В., заведующий; Борисова О.Ф., заместитель заведующего по УВР; Нестеренко Е.А., старший воспитатель.
Из Дневника выездного практикума педагогов проекта «Школа Росатома» в Италии (полную версию Дневника читайте на сайте проекта "Школа Росатома").
Оксана Борисова, г.Снежинск, Челябинская область.
Bonjorno, коллеги! Мы в Италии, в городе Сан-Миниато региона Тоскана, на выездом экспертом практикуме, который начался со встречи с сотрудником Международного Центра Исследования детства Барбарой Панни и экскурсии в детский центр «La Fata Turchina».
От Барборы мы узнали, что дошкольное образование является не обязательным и делится на две ступени: от 0 до 3 лет и с 3 до 6 лет, и их Центр занимается методическим обеспечением качества образования первой ступени. В дошкольном образовании Сан-Миниато главной идеей является социализация детей (на это также направлен ФГОС дошкольного образования и сетевой стандарт проекта «Школа Росатома»). Для её реализации Исследовательский центр разработал технологию, которая используется во всех детских центрах города для детей от 0 до 3 лет. Составляющие данной технологии: разновозрастное взаимодействие, мастерские, индивидуализация, взаимодействие с семьёй. Давайте рассмотрим всё по порядку.
Разновозрастное взаимодействие. Малыш учится у старшего, а старший заботится о младшем. В момент их взаимодействия дети овладевают коммуникативными навыками. На это направлен весь уклад жизни. Длительный приём, который даёт возможность детям играть. Завтрак и обед, основная задача которых заключается не в том, чтобы накормить ребёнка, а дать детям ещё одну возможность пообщаться.
Формирование навыков самообслуживания, где снова происходит взаимодействие старшего и младшего. Так, например, во время мытья рук вода в кран подаётся с помощью ножной педали, которую годовалому малышу нажать не под силу. На помощь приходят детки постарше.
Мастерские. Их ведут одновременно несколько педагогов. Продолжительность мастерских от 1 до 1,5 часов. Они имеют разную направленность. Для нас остался открытым вопрос: эти час-полтора ребёнок занимается в одной мастерской или может их менять?
Индивидуализация. Грамотное ведение документации – в данном случае оформление портфолио – даёт возможность выстраивать индивидуальный маршрут каждого ребёнка. Стоит отметить, что у нас ведение портфолио в основном осуществляется родителями. В Сан-Миниато это делают педагоги, где они прописывают развитие ребёнка за определённый период, вкладывают его творческие продукты. Мы считаем, что опыт работы с детским портфолио в Сан-Миниато более грамотный и его можно смело реализовывать в своей работе.
Взаимодействие с родителями. Педагоги в Сан-Миниато приветствуют участие родителей в жизни детей в детских центрах. В предварительных беседах они узнают, чем члены семьи могут помочь и поочерёдно приглашают их. Например, бабушка может почитать детям сказку, мама помочь порисовать и так далее. Данное направление нам близко: наши родители тоже активно участвуют в организации деятельности детей (показывают сказки, проводят мастер-классы, развлечения).
Сегодня мы не видели детей и не можем в полной мере оценить эффективность представленной Барбарой технологии. Пока у нас много вопросов. Нам кажется, что итальянские коллеги не учитывают возрастные возможности детей от 0 до 3 лет. Однако, сейчас можно сказать, что у нас много точек соприкосновения. Завтра будет новая встреча с детскими центрами и возможность увидеть детей в деятельности, после чего мы надеемся получить ответы на свои вопросы.
Екатерина Нестеренко, г.Снежинск, Челябинская область.
12 июня 2019 года. День третий.
Сегодня мы поменялись с коллегами и посетили детский центр PINOCCHIO. Чем больше мы знакомимся с системой дошкольного образования Сан-Миниато, тем сильнее убеждаемся в эффективности его управления. Увидев три детских центра, как и наши коллеги считаем, что в Сан-Миниато качественный и единый подход к созданию материально-технического, кадрового, методического обеспечения.
Благодаря тому, что отдельные организации (Международный центр исследования детства и Центр материально-технического обеспечения) занимаются обеспечением детских центров, с них снимается эта нагрузка. Поэтому основной задачей детских центров становится воспитание и развитие дошкольников. Есть стойкое ощущение, что это не отдельные детские центры, а единый детский сад, группы которого просто территориально разбросаны для удобства родителей. Похожая система до недавнего времени существовала в г.Сарове. Но, к сожалению, в связи с изменениями в законодательстве данная система стала не возможной. А жаль!
Еще в первый день практикума на наш вопрос о том, как привлекается общественность к управлению развитием детских центров, Барбара рассказала, что в Сан-Миниато существует социальный кооператив – некоммерческая организация, финансируемая муниципалитетом и помогающая детским центрам. Мы не сразу поняли, что это такое, но посетив детский центр La CHIOCCIOLA мы увидели представителя такого кооператива, работающего в нём волонтёром. Он выполнял работу наравне с педагогами, уменьшая, таким образом, их нагрузку. Мы считаем, что это очень хороший и результативный опыт.
Подводя итог трёх дней практикума и проводя рефлексию с коллегами, мы приходим к единому мнению, что данная система управления в полной мере и качественно реализует основную идею технологии Сан-Миниато.
Ольга Колмакова, г.Снежинск, Челябинская область.
13 июня 2019 года. День четвёртый.
Сегодня немного грустный день, мы покидаем полюбившийся Сан-Миниато, «медленный город». Слово «медленный» описывает и уклад жизни детских центров Bottega di Geppetto, «Улитка» и «Пиноккио», в которых мы побывали. Медленный в значении размеренный, неторопливый, уравновешенный.
Педагоги детских центров именно размеренно, неторопливо и разумно организуют ежедневное пребывание детей. Наблюдение в обоих центрах в течение двух дней позволяет сделать вывод о том, что реализуется именно технология, так как каждый педагог – член команды, которая знает, что делает, знает, как это делать. В обоих центрах это «делание» происходит почти идентично. Девиз этой технологии «Доверие. Возможности. Время» описан коллегами выше. Хочется отметить, что это не просто лозунг, а фактическое описание практики, ёмкое и краткое. Несмотря на то, что речь идёт о технологии работы с детьми раннего возраста (от 0 до 3 лет), мы не увидели барьеров, которые педагоги «ставят», ограждая детей: «нельзя», «не получится», «не так» и так далее. Педагоги не стремятся «обложить» ребёнка подушками безопасности, доверяя ему, его природной разумности. Не торопят его, давая развиваться каждому в своём темпе и направлении.
Если задать вопрос российским педагогам о том, безопасно ли давать детям раннего возраста стеклянную посуду, большинство скажет, что не безопасно (разобьёт, порежется и так далее) В детских центрах Сан-Миниато дети 1,5 – 2 лет самостоятельно берут стеклянный кувшин с водой, наливают воды в стакан себе (хорошо) и более младшему товарищу (брависсимо ). Педагоги поощряют любой шаг ребёнка к самостоятельности и помощь младшим детям. Во время обеда ребёнок встал и принёс корзинку с хлебом для себя и других детей за своим столом – очень хорошо, ты вырос. Педагоги стимулируют помощь младшим детям, иногда обращая внимание старшего на потребности младшего (например, обращают внимание, что у малыша расстегнулась обувь), при оказании помощи очень эмоционально одобряют.
Если у ребёнка возникают какие-то трудности, педагоги не стремятся на помощь, ждут, когда ребёнок либо сам справится, либо о помощи попросит. Оказывая помощь, педагог снова пытается открыть пути, которые покажут ребёнку как он может сам справиться с трудностями. Если ребёнок справился сам – эмоционально поддерживают. Телесный контакт используется для утешения ребёнка, который в этом нуждается и инициирует этот контакт.
Педагоги не торопят детей ни в каких деятельностях, не дают образцов (в изодеятельности, игре), они идут за ребёнком, изредка предлагая ребёнку что-то своё, что поможет ему стать самостоятельнее в какой-то деятельности, каждому в своё время, размеренно, неторопливо. Таким образом, уклад жизни детских центров в Сан-Миниато построен на центрации на ребёнке, его потребностях возможностях, интересах.
Родители воспитанников приводят детей в детские центры и принимают этот уклад как благо. Они участвуют в жизни центра как помощники в создании предметной среды, реализуют проекты (обязательные для всех), оказывают помощь в организации и проведении детских праздников, заполняют портфолио во время летних каникул.
Если рассматривать технологию детских центров Сан-Миниато с точки зрения экспертизы, то можно сказать:
- Это педагогическая технология работы с детьми раннего возраста, направленная прежде всего на социально-коммуникативное развитие ребёнка.
- Технология в основном соответствует ФГОС ДО и даже сетевым стандартам «Школы Росатома» в том, что касается недирективной поддержки детской самостоятельности, активности, инициативы.
- Деятельность планируется, планирование гибкое, зависит от интересов детей, погоды и так далее. Периодически проводится рефлексия (не реже 1 раза в 2 недели) и коррекция деятельности в зависимости от индивидуальных достижений детей.
- Педагоги работают командой, слаженно, не противореча друг другу.
- Взаимодействие педагогов с детьми не совсем соответствует идее о ведущем виде деятельности, которая принята в России.
- Технология совместима с большинством программ, которые реализуются в нашей стране.