Северный полюс – верхушка планеты, ледовая шапка земного шара. Много ваших знакомых могут похвастаться, что побывали там? Это направление стало реальным для посещения туристами сравнительно недавно.
С 13 по 22 августа экипаж атомного ледокола «50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот» обеспечит проведение тематического рейса на Северный полюс, посвящённого 60-летию атомного ледокольного флота России.
В путешествие отправятся 68 детей, представляющих разные регионы России и различные организации (Российское движение школьников, образовательный центр «Сириус», проект «Школа Росатома», сеть информационных центров по атомной энергии и др.). Рейс выполнит экипаж атомного ледокола «50 лет Победы» во главе с капитаном Дмитрием Лобусовым.
Основная цель рейса – просветительская: участники экспедиции узнают об истории атомного ледокольного флота, о нужных на ледоколе профессиях, о проблемах сохранения Арктики и смогут творчески освоить полученные знания. Для этого на борту ледокола будут работать совместная команда опытных педагогов проекта «Школа Росатома» и сети информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
В команде проекта «Школа Росатома», отправляющейся к Северному полюсу, снежинка Виктория Николаева – воспитанница Дворца творчества (направление авиамоделирование, педагог Григорьев И.А.), ученица МБОУ СОШ №117, победитель Всероссийской научно-технической олимпиады по авиамоделированию среди учащихся в номинации «Кордовые модели», регионального этапа многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» по «Технике и технологии», победитель и призёр областных соревнований по авиационным кордовым моделям, призёр XIX научной и инженерной выставки молодых исследователей городов ЗАТО, победитель XVIII городской научной конференции молодых исследователей. Виктория активный и результативный участник мероприятий проекта «Школа Росатома» – «Фестиваль молодых прогрессоров», «ИнНоТех», конкурс и научно-техническая конференция «Романтики Арктики». Неоднократно отмечена стипендией имени академика Б.В. Литвинова студентам и школьникам города Снежинска.
9 августа 2019 года первую снежинскую школьницу, отправляющуюся в путешествие к Северному полюсу, в администрации Снежинского городского округа напутствовали глава города Игорь Ильич Сапрыкин, начальник Управления образования Марина Вячеславовна Александрова, муниципальный координатор проекта "Школа Росатома" Ирина Леонидовна Смирнова. Виктории вручили флаг города Снежинска для предстоящего флешмоба, фигурки Снежинков. В отличие от Виктории Снежики уже бывали на Северном полюсе в 2017 году.
Немного истории атомного ледокольного флота России.
Несколько поколений путешественников и исследователей Арктики стремились пробиться к заветным 90°00′00″ северной широты.
60 лет назад, 3 декабря 1959 года, был поднят флаг над первым в мире атомным ледоколом «Ленин».
В 1961 году с ледокола «Ленин» дрейфующая полярная станция «Северный полюс-10» была высажена на лёд и обустроена при активном участии экипажа ледокола (всего с 1937 г. по 2015 г. в арктических широтах проработала 41 дрейфующая станция). В этом же рейсе с ледокола были расставлены вдоль кромки полярных льдов 16 дрейфующих автоматических радиометстанций.
Ледокол «Ленин» провёл во льдах Арктики тысячи судов, сам прошёл 654 400 морских миль, что в три с лишним раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны, в 1889 году выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действуют музей, Информационный центр по атомной энергии и постоянно действующая выставка «Атом и Арктика».
Атомоход «Арктика» – 17 августа 1977 года впервые в мире достиг географической точки Северного полюса в свободном ледовом плавании.
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол «Арктика», преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. Это событие оказалось сопоставимо с таким достижением человечества, как полет человека в космос. В экспедиции принимало участие более 200 человек. В задачи ученых входило не только достичь Северного полюса, но и проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду всего за 5 лет до экспедиции.
За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Экипаж и участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Капитан а/л «Арктика» Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции легендарного исследователя Арктики Георгия Седова.
Как и во многих других экспедициях к полюсу, участники экспедиции протоптали «кругосветный маршрут»: круг диаметром около 40 метров, по которому можно было пересечь все меридианы за короткое время. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений.
Экипажу «Арктики» в 1983 году удалось предотвратить тяжёлые последствия аномально сложной навигации в Восточном районе Севморпути, благодаря чему были не только спасены замерзавшие суда и их экипажи, но и своевременно доставлены на побережье заявленные грузы.
В истории атомохода «Сибирь» были два выдающихся рейса. В 1978 году ледокол осуществил проводку теплохода «Капитан Мышевский» в транзитном плавании по всей трассе Севморпути с запада на восток. В 1987 году экипаж атомохода не только достиг вершины Земли – Северного полюса, но и снял со льдины состав научной станции СП-27 и обеспечил открытие новой станции СП-29.
Атомоходам «Россия» и «Ямал» выпала ответственная миссия по обеспечению вывода изо льдов караванов судов, попавших в ледовую западню в 1994 году, тогда во многом повторилась ситуация в Арктике, аналогичная 1983 году.
Экипаж атомохода «Россия» первым совершил в 1990 году рейс с туристами на Северный полюс. В дальнейшем такие рейсы стали регулярными в течение летнего сезона. В 2018 году национальный парк «Русская Арктика», расположенный на двух полярных архипелагах в Архангельской области: Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, которые по праву можно назвать «краем земли», посетили 1079 туристов из 41 страны. Атомный ледокол не является круизным лайнером, но на его борту созданы все условия для комфортного пребывания. На атомном ледоколе есть бассейн, сауна, спортивный зал. На судне установлены тренажеры для поддержания физической формы.
В сентябре 2009 года «Ямал» эвакуировал группу археологов из бухты Ледяная Гавань архипелага Новая Земля, которые подали сигнал бедствия.
Атомоход «50 лет Победы» впервые в истории арктической навигации совершил сверхпоздний транзитный рейс, который продлился две недели и завершился 3 января 2017 года.
25 августа 2017 года завершил в Мурманске рекордный рейс до Северного полюса, в ходе которого вершина земли была достигнута по воде за трое суток.
В сентябре 2018 года впервые в истории атомоход «50 лет Победы» при поддержке дизельного ледокола «Илья Муромец» провёл военную флотилию через Северный морской путь.