ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
13-15 ноября 2019 года состоялся Всероссийский семинар-совещание «Опыт и проблемы введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
Семинар-совещание был организован ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области. Мероприятие проведено в рамках реализации проекта по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.
Цель семинара-совещания – обсуждение вопросов, связанных с использованием эффективных механизмов научно-методического и психолого-педагогического сопровождения реализации и введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в контексте модернизации технологий и содержания обучения конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.
Заявленные для обсуждения в рамках проблематики семинара-совещания вопросы рассматривались представителями различных категорий работников образования: специалистами органов управления образованием, представителями учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области, научными работниками и преподавателями вузов, представителями учреждений дополнительного профессионального образования, руководителями и педагогическими работниками образовательных организаций, представителями сетевых профессиональных сообществ. В работе семинара-совещания приняли участие более 2100 работников образования из 58 субъектов РФ.
В ходе пленарного заседания Всероссийского семинара-совещания, состоявшегося 13 ноября, были представлены следующие доклады:
- Реализация федеральных проектов «Современная школа», «Учитель будущего», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в Челябинской области в аспекте модернизации содержания и технологий общего образования. Коузова Елена Александровна, первый заместитель Министра образования и науки Челябинской области.
- Актуализация формирования конкурентных стратегий развития образовательной организации дополнительного профессионального образования в современных условиях. Хохлов Александр Викторович, ректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».
- Реализация концепций учебных предметов и предметных областей и обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования как актуальное направление обновления общего образования. Соловьева Юлия Алексеевна, представитель экспертной группы проекта, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», кандидат экономических наук.
- Использование экспертно-проектного инструментария управления развитием школьной среды в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Ясвин Витольд Альбертович, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования.
- Проблемы разработки и реализации программ воспитания и социализации обучающихся в контексте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Степанов Павел Валентинович, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук.
- Функциональная грамотность как приоритетная цель начального образования. Кузнецова Марина Ивановна, ведущий научный сотрудник лаборатории начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук.
- Научные основания концепции преподавания учебного предмета «Обществознание». Мишина Ирина Анатольевна, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий».
- Искусство в школе до и после: проблемы и перспективы реализации концепции преподавания предметной области «Искусство». Коробкова Елена Николаевна, заведующий кафедрой культурологического образования ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», кандидат педагогических наук; Хабибулина Ольга Петровна, преподаватель кафедры культурологического образования ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», кандидат педагогических наук.
- Формирование читательской грамотности как цель и результат обучения в школе. Добротина Ирина Нургаиновна, заведующий лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат филологических наук, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования.
- Формирование профессиональных компетенций современного учителя технологии. Шарипова Эльвира Фоатовна, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук.
- Миссия школьных информационно-библиотечных центров в обеспечении современного качества образования. Качева Елена Валерьевна, заведующий региональным информационно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук.
Обсуждение актуальных вопросов, рассмотренных на пленарном заседании семинара-совещания, продолжилось в рамках работы 3 тематических секций, дискуссионной площадки и круглого стола:
Секция 1. Психологические аспекты обеспечения достижения планируемых результатов реализации основных образовательных программ.
Модераторы:
- Ясвин Витольд Альбертович, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования;
- Ильина Анна Владимировна, заведующий Центром научно-методического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук, доцент;
- Маковецкая Юлия Геннадьевна, заведующий лабораторией Центра учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат исторических наук, доцент.
В ходе работы секции прошла профессиональная и общественно-профессиональная экспертизы результатов деятельности региональных инновационных площадок по данному направлению в 2019 году.
Секция 2. Инновационные аспекты интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения.
Модераторы:
- Солодкова Марина Ивановна, первый проректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», отличник просвещения Российской Федерации;
- Машуков Александр Васильевич, заведующий учебно-методическим центром проектирования инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»;
- Соловьева Юлия Алексеевна, представитель экспертной группы проекта, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», кандидат экономических наук;
- Маркина Евгения Ивановна, консультант отдела начального, основного, среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области.
В ходе работы секции прошла профессиональная и общественно-профессиональная экспертизы результатов деятельности региональных инновационных площадок по данному направлению в 2019 году.
Секция 3. Особенности проектирования основной образовательной программы среднего общего образования на основе модельной региональной основной образовательной программы среднего общего образования Челябинской области.
Модераторы:
- Хохлов Александр Викторович, ректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»;
- Солодкова Марина Ивановна, первый проректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», отличник просвещения Российской Федерации.
В ходе работы секции состоялись профессиональная и общественно-профессиональная экспертизы модельной региональной основной образовательной программы среднего общего образования Челябинской области.
Дискуссионная площадка. Изменение стратегий дополнительного профессионального образования в контексте реализации федерального проекта «Учитель будущего», в условиях введения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Региональный формат деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Модераторы:
- Хохлов Александр Викторович, ректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»;
- Солодкова Марина Ивановна, первый проректор ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», отличник просвещения Российской Федерации.
Вопросы, рассмотренные в ходе работы дискуссионной площадки:
- Какие условия необходимы для стимулирования педагогов непрерывно повышать свое профессиональное мастерство?
- По каким основаниям (критериям) можно судить о том, что педагогические работники непрерывно и планомерно повышают свою квалификацию?
- Как оценить на различных уровнях управления образования сформированность системы непрерывного повышения профессионального мастерства?
Участники дискуссии получили возможность высказать собственное видение текущего состояния системы дополнительного профессионального образования, обозначить имеющиеся проблемы и эффективные пути их решения, а также определить актуальные направления её развития. Также была представлена концепция создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Челябинской области.
Круглый стол. Организация деятельности сетевых методических объединений как инструмент формирования пространства общения по обсуждению актуальных вопросов развития системы образования.
Модераторы:
- Обоскалов Александр Георгиевич, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук, доцент;
- Макашова Вера Николаевна, проректор по научной работе ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Вопросы, рассмотренные в ходе работы круглого стола:
- Каков мотив/посыл педагогических работников для вступления в сетевые сообщества? Каковы ожидания участников сетевых сообществ от профессионального общения в сети?
- Существует ли у участников сети убежденность в том, что их мнение учитывается при принятии решений в сфере образования? Может ли консолидированное сетевое сообщество влиять на принятие решений в сфере образования?
- Каков личный мотив участия педагога в сетевом сообществе?
Участники круглого стола подчеркнули значимость проводимой институтом работы по созданию региональных сетевых сообществ учителей-предметников и организации их деятельности для образовательного пространства Челябинской области. Предложенные рекомендации позволят увеличить вовлеченность педагогов в работу сетевых методических объединений.
Сотрудниками Института готовится электронный сборник материалов «Опыт и проблемы введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», который будет размещен на официальном сайте ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» и в национальной библиографической базе данных научного цитирования (РИНЦ).