ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ

13 фев. 2020
Городской конкурс "Дети рисуют Победу"
29 окт. 2018
"Сердце отдаю детям". Финал.
25 окт. 2018
"Сердце отдаю детям". День второй.И.П.Сугоняева,
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14»
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с миром звуков, которые можно извлекать не только из музыкальных инструментов, но и из обычных предметов.
2. Развивать чувство юмора, творческое воображение, умение сравнивать, обобщать и доказывать.
3. Формировать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыкальную деятельность.
4. Воспитывать у детей уважение, эмоционально-ценностное отношение к искусству, интерес к окружающему миру.
Методические приёмы: Вступительное слово музыкального руководителя, вопросы к детям, музыкально-дидактические игры, вслушивание в издаваемые звуки, сравнение звуков, воспроизведение ритмических рисунков мелодии, слуховой самоконтроль, различение свойств музыкальных звуков (высотных, ритмических), импровизация пьесы «Колокольчики» на стеклянных сосудах, выстраивание сериационного ряда, подведение к самостоятельным выводам, оценка детских ответов, самостоятельные действия детей в поисковом эксперименте, подчёркивание компонентов музыкальной речи – звуковое направление мелодии (восходящие и нисходящие звуки отдельных ритмических рисунков), побуждение ребёнка к достижению поставленной творческой задачи в придумывании ритмического рисунка, образное слово музыкального руководителя, обогащение словаря детей музыкальными терминами, использование юмора «Вы, ребята, - …?» как снятия психологической напряжённости и обеспечения душевного комфорта, подведение итогов.
Словарь: музыкальные и немузыкальные звуки, материалы сосудов: стеклянный, деревянный, металлический, глиняный, пластиковый, музыкальная лаборатория, ритм, ритмический рисунок, звуки: высокий, ниже (выше), более ниже (выше), низкий, песня, музыкальная игра, пьеса, хоровод.
Оборудование:
Столы, мольберт, сосуды, палочки для извлечения звуков, фотографии сосудов из разных материалов, подкрашенная вода.
Музыкальный репертуар:
- песня «Доброе утро» сл. и муз. И. Галянт;
- хороводная игра «Как тебя зовут?» сл. и муз. И. Галянт;
- ритмичная игра «Звуки моего тела»;
- игры «Угадай без звука», «Пять весёлых гномов»;
- музыкальная пьеса «Колокольчики».
Ход занятия.
Дети входят в зал и свободно располагаются у центральной стены.
Муз. руководитель удивлённо спрашивает: Кто же это к нам пришёл в гости?
Дети хором: Ребята!
Муз. Руководитель: Вы, ребята, – котята?
Дети: Нет!
Муз. руководитель. Вы, ребята, – мышата?
Дети: Нет!
Муз. руководитель: Вы, ребята, – телята?
Дети: Нет!
Муз. руководитель: А кто же вы?
Дети: Дети!
Муз. руководитель: Дети есть у животных, птиц, рыб, а вы, чьи дети?
Дети: Мы мамины и папины.
Муз. руководитель: А каким ласковым именем называет вас мама?
Муз. руководитель предлагает детям встать в круг и поиграть в музыкальную игру «Как тебя зовут?»
Игра «Как тебя зовут?»
Муз. руководитель: Дети, на встречах с вами мы не раз говорили о звуках, которые живут повсюду. Вспомните и скажите, где могут жить звуки.
Дети: Под землёй – звуки капели в пещерах, звуки полёта потревоженных летучих мышей, жужжание шмеля в норке земли; в небе – раскаты грома, звуки полёта самолёта, крик журавлей; на земле – журчание ручья, стрекот кузнечика, рёв пожарной сирены, шум проезжающей машины; на воде – плеск воды, шум волн, стук дождя; в нашем теле – урчание в животе, стук сердца.
Муз. руководитель: Дети, как вы думаете, какие это звуки? (Немузыкальные звуки). Почему вы так решили? Докажите, что звуки немузыкальные.
Дети: Эти звуки нельзя повторить на музыкальных инструментах.
Муз. руководитель: Предлагаю вам, используя части своего тела, повторить услышанный ритм.
Игра «Повтори ритм».
Ребёнок отстукивает придуманный ритм, а дети повторяют его.
Муз. руководитель: Дети, из приведённых вами примерах мы видим, что предметы и даже наше тело имеют свои звуки.
Музыкальный руководитель приглашает подойти детей к мольберту.
Муз. руководитель: Дети, на одном из занятий мы с вами брали сосуды из разных материалов. Вспомните и назовите их.
Дети: Стеклянный, деревянный, металлический, глиняный, пластиковый.
Музыкальный руководитель располагает на мольберте фотографии сосудов.
Муз. руководитель: Дети, вспомните, как они звучали. Одинаково или по-разному?
Дети:- По-разному.
Муз. руководитель: Верно. А почему звучание было разное?
Дети: Звучание разное, так как сосуды сделаны из разного материала.
Муз. руководитель: Сегодня, я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы продолжим знакомство с музыкальными звуками.
Дети подходят к столам, где стоят стеклянные сосуды.
Муз. руководитель: Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?
Дети: Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные.
Муз. руководитель: Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?
Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.
Муз. руководитель: Что вы можете сказать об услышанных звуках?
Дети: Звуки звучат одинаково.
Муз. руководитель: Дети, а как вы думаете, почему?
Дети: Потому, что сосуды пустые.
Муз. руководитель: Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук.
Музыкальный руководитель вносит кувшины с разным объёмом воды для каждого ребёнка.
Муз. руководитель:- Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд.
Воспитатель уносит пустые кувшины.
Муз. руководитель: Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?
Дети: В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды.
Муз. руководитель: Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему.
Дети выстраивают сериационный ряд.
Муз. руководитель: Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.
Ребёнок стучит по 1 и 8 сосудам.
Муз. руководитель: Дети, что вы сейчас можете сказать о звуках.
Дети: Звучание разное.
Музыкальный руководитель предлагает постучать детям по 1,4,8 сосудам.
Муз. руководитель: Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?
Дети: Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные.
Муз. руководитель: Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.
Ребёнок стучит по сосудам с большим количеством воды к меньшему.
Дети: Издаваемый звук уходит постепенно вверх.
Муз. руководитель: Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.
Ребёнок стучит по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.
Дети: Звук постепенно уходит вниз.
Муз. руководитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Звуки можно извлекать из предметов и изменять.
Муз. руководитель: Какие звуки мы извлекали из сосудов?
Дети: Музыкальные звуки.
Муз. руководитель: Звуки, как и люди, бывают разными. Давайте украсим пьесу «Колокольчики» своими необычными звуками. Музыкальными инструментами будут наши сосуды с водой. Я буду дирижёром, а вы - музыкантами. Моя дирижерская палочка будет показывать вам, какому музыкальному инструменту вступать в игру. А наши гости послушают замечательное произведение.
Дети и воспитатель исполняют пьесу «Колокольчики».
Муз. руководитель: Как красиво получилось! Вам понравилось? (Да). Вы бы хотели продолжить знакомство с музыкальными звуками? (Да). На следующем занятии мы с вами продолжим эту удивительную деятельность по извлечению разнообразных звуков.