Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Дневник культурно-образовательного путешествия снежинских и донецких школьников на озеро Байкал в рамках программы «Вместе по нашей России» проекта «Школа Росатома»

20 сентября 2024, 17:47:19
ГАЛЕРЕЯ

О путешествии на Байкал мечтают многие, а учащимся МБОУ СОШ № 135 г. Снежинск Анастасии Ломакиной, Александру Малиновскому, их учителю Елене Васильевне Елисеевой и ещё школьникам из ДНР, которых пригласили в поездку, эту мечту удалось воплотить благодаря победе в конкурсе Конкурсе «Вместе по нашей России», на котором снежинские ребята представили программу культурно-образовательного путешествия, которую от начала до конца разработали сами.

При поддержке проекта «Школа Росатома» ребята успешно реализовали все замыслы культурно-образовательного путешествия, продолжавшегося с 12 по 17 сентября. О том как это было – читайте в Дневнике культурно-образовательного путешествия.

День 1. Пятница, 13-е. Ничто не предвещало….

Пока команда снежинцев паковала чемоданы и ехала в аэропорт Кольцово города Екатеринбурга, ребята из Донецка уже прибыли в Москву. Они целый день гуляли по столице, посетили много интересных мест, но особое впечатление оставило посещение Поклонной горы. «До прилёта в Иркутск и встречи со снежинской группой мы целый день гуляли по Москве. Особенно запомнилась Поклонная гора и парк Победы. Там есть грандиозный музей Великой Отечественной войны. В нём пять этажей и множество экспозиций… Мне очень понравилось в этом музее, особенно в зале Славы. Я запомнил этот день на всю жизнь», поделился впечатлениями Михаил Курочкин из Донецка. (Кстати, на обратном пути ребята снова будут в Москве. Пусть и эта встреча подарит много ярких впечатлений!)

Команда снежинцев прилетела в Иркутск ночью, а группа из Донецка – в 9 утра следующего дня. Их рейс задержали, ожидание всех несколько утомило, но события второй половины дня стёрли этот неприятный момент из памяти.

Но обо всём по порядку.

День выдался солнечный, но ощутимо прохладный. Как сказал пилот нашего рейса: «Погода в Иркутске отличная — температура 0!». Но это было ночью, а к обеду потеплело.

Из аэропорта мы отправились на завтрак, а затем выехали в Листвянку. Ребят из Донецка впечатлила красота сибирской природы: «…меня поразил ландшафт Сибири, её леса, березы, одновременно и тонкие, и могущественные, олицетворяющие всю красоту русской души…», – поделился впечатлениями Иван Поляков.

Наше знакомство с Байкалом и Листвянкой началось с посещения Байкальского музея. Он стоит на берегу озера (кстати, местные жители не называют Байкал озером, только морем). Пока мы ждали экскурсию, невозможно было отвести глаз от Байкала! Даже не верится, что озеро может быть таким большим! Складывается ощущение, будто смотришь в огромный бинокль, способный уловить противоположный берег настоящего моря.

В музее было интересно. «Больше всего мне в музее понравилось виртуальное погружение и аквариум с нерпами. Виртуальный мир по-своему интересен: необычно наблюдать за обитателями Байкала в настоящем времени, а нерпы – это любовь!» — рассказала о погружении на дно Байкала Полина Кравченко из Донецка.

Кстати, завтра мы всей командой придём в этот музей снова, теперь уже на волонтёрскую акцию.

После обеда мы прошли ритуал приветствия Байкала. Для этого мы спустились к воде, опустили в неё ладони и сказали: «Здравствуй, Байкал-батюшка!» И вроде бы всё, но никто не ушёл с берега. Все продолжали плескаться в прозрачной воде, перебирать прибрежную гальку, любоваться бликами солнца на волнах…

Наверное, это могло продолжаться долго, но нужно было идти на представление в нерпинарий. И через пять минут нас просто захлестнуло волной милоты и какой-то детской радости! Программа длилась всего полчаса, но эмоций и впечатлений было море!

«Нерпы – забавные и умные зверьки. Было очень умилительно смотреть, как они похлопывают себя по животику… чудесно вытворяют разные трюки и старательно слушают команды!» – поделилась впечатлениями Екатерина Вишневская из Донецка.

Особенно приятно было узнать, что для нерпинария не отлавливают животных. Артисты — это в прошлом потерявшиеся детёныши, которых люди нашли и, по сути, спасли от неминуемой гибели.

А вечером мы собрались в просторном холле отеля (кстати, он стоит почти у берега!), обсуждали день, делились впечатлениями, подарили друг другу сувениры с символикой Донецка и Снежинска и получили от организаторов футболки с Атом-смайлом и забавными байкальскими картинками. Мы сидели и болтали как давние приятели, и было даже немного странно, что мы познакомились только сегодня!

«Сегодняшний день очень порадовал и дал надежду на прекрасные будущие приключения» – резюмировал итоги дня Александр Малиновский из Снежинска.

День 2. Сегодня день волонтёрской акции «Доброе дело».

Ещё до отъезда в наше культурно-образовательное путешествие мы созвонились с Байкальским музеем и обсудили, чем наша команда может быть полезной. Сотрудники предложили нам поработать в дендропарке музея. И вот с утра, вооружившись перчатками, мусорными мешками, средством от москитов и загрузив в автобус саженцы пихты, которые приобрели в Сибирском институте физиологии и биохимии растений города Иркутска и привезли с собой, мы поехали в дендропарк.

Там нас встречала Елена Николаевна Кузеванова, автор учебника по байкаловедению. Она объяснила нам как правильно сажать деревья, а ещё привезла удобрение для саженцев. Оказалось, что к трём нашим пихтам сотрудники музея добавили четыре рябинки. Получилось, что у каждого из нас будет своё деревце! Было очень приятно.

После вводного обучающего практикума мы разбились на группки по 2-3 человека, взяли лопаты и дружно принялись за дело. «Оказалось, что выкопать ямку под саженец совсем непросто. Постоянно попадались камни, обломки кирпичей, гвозди и даже труба,» – рассказал о своих впечатлениях Александра Калугина из Донецка.

Но наша дружная команда снежинских и донецких ребят справилась! Сейчас у входа в дендропарк и в музей начинают новую жизнь наши деревца! А ещё было очень приятно слышать слова одобрения и благодарности от обычных посетителей парка.

«Честно говоря, мне очень понравилось сажать деревья, хотя я раньше не умела, и не даже думала, что буду учиться!», поделилась своими мыслями относительно волонтерской акции Екатерина Вишневская из Донецка.

По окончании работы наш знаменитый наставник Елена Николаевна Кузеванова подарила каждому участнику нашей команды свою книгу с автографом, а потом мы гуляли с гидом по дендропарку. Это очень красивое место!

Во второй половине дня мы снова восхищались байкальскими просторами сначала с колеса обозрения, а потом со скалы Камень Черского. С этого места открываются невероятные виды на исток Ангары, а с одной из точек просматривается телескоп астрофизической обсерватории, куда мы отправимся завтра.

Поднимались и спускались мы по канатной дороге, что добавило впечатлений и эмоций!

«Поднимались и спускались на подъёмнике. Там было очень красиво. Мы сделали множество снимков и получили бурю положительных эмоций,» — поделился эмоциями Михаил Курочкин из Донецка.

«Сегодня мы посетили очень красивые места! Поднялись на гору под названием Камень Черского, там было невероятно красиво! Я рада, что мы побывали здесь», – рассказала после завершения экскурсии Полина Кравченко из Донецка.

«День сегодня был очень весёлый, но, к сожалению, прошел очень быстро. Я с нетерпением жду следующего дня, чтобы провести его ещё лучше!» – говорила, не скрывая эмоций Екатерина Вишневская из Донецка.

И в завершении наша команда хочет выразить слова благодарности Е.Н. Кузевановой за информационную поддержку и подаренные книги, сотрудникам музея за отзывчивость и помощь в проведении акции и турагентству «Катрин» (г. Снежинск) за помощь в покупке саженцев.

P.S. Наверное, будет очень круто приехать сюда через много лет и сказать: «А вот это дерево посадил я, а вон то — мои товарищи из Донецка/Снежинска!»

День 3.Не было, не было, и вот опять…

Сегодня ночью начался дождь, который безостановочно лил до обеда. Глядя на Байкал, нельзя было понять, где заканчивается небо и начинается вода. Сплошная серая пелена. Низкие облака цеплялись за окрестные горы, и до них реально можно было бы дойти по тропе.

А у нас выездная экскурсия в «Тальцы» – историко-этнографический музей под открытым небом. Он раскинулся на нескольких гектарах ангарского берега. Это уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII—XX веков.

Экскурсовод провёл нас через Большую Спасскую проезжую башню 1667 года постройки! Это не новодел! Она реально была срублена за 5 лет до рождения Петра I, во времена правления Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. И мы прикасались к её стенам!

Ещё мы прошли по русской старожильческой деревне, где посетили усадьбу зажиточного крестьянина, церковно-приходскую школу и фельдшерский пункт. Потом побывали на территории бурятского улуса в юрте-летнике. Было очень интересно! А хмурое небо, монотонный дождь, лужи, мокрые стены домов и отсутствие других туристов (спасибо дождю), придавали реальности происходящему! Почти полное погружение в эпоху!

«Нам рассказали про историю Сибири, какие народы там жили, про их быт. Мы заходили в их дома. Для меня это было новой и интересной информацией» — поделилась впечатлениями Екатерина Вишневская из Донецка.

Но как же изменчива байкальская погода, и это здорово! После обеда дождь закончился, будто его выключили, и солнце выглянуло из-за туч. Это было очень кстати, потому что наш маршрут лежал в Байкальскую астрофизическую обсерваторию.

Сначала нам рассказали о большом солнечном вакуумном телескопе (БСВТ). БСВТ входит в десятку крупнейших солнечных телескопов мира, в перечень уникальных установок Российской Федерации под № 01-29. А потом мы поднялись на его башню — это 25 метров над землёй. От открывшихся видов просто захватывало дух!

На нижней площадке обсерватории мы посетили хромосферный телескоп. Сначала Миша по просьбе экскурсовода открыл купол, потом Елена Владимировна настроила прибор, каждый из нас заглянул в окуляр и увидел Солнце так, как его видят учёные. Это весьма впечатляющее зрелище! Мы видели и солнечные пятна, и протуберанцы.

«Сегодняшний день особенно запомнился астрофизической обсерваторией. В ней есть три яруса. Мы были на третьем и первом. На третьем расположен БСВТ, он единственный в восточном полушарии, длина трубы — 40 м, в ней две линзы диаметром 76 см. На первом уровне — обычный солнечный телескоп. У нас была возможность посмотреть в него. Это было круто… Очень хороший гид, она ответила на все интересующие вопросы, мы узнали много нового. В общем день был очень классный, море эмоций», – рассказал по завершении экскурсии Михаил Курочкин из Донецка.

К вечеру погода разгулялась, и закат был очень красив!

День 4. Духи Байкала к нам благосклонны.

С утра снова пасмурно, с хребта дует холодный ветер. Но что удивительно: на Байкале нет волн, только небольшая рябь. И это нам на руку, потому что сегодня — водно-пешеходная экскурсия вдоль КБЖД (Кругобайкальской железной дороги)!

У главного причала Листвянки мы погрузились на уютный катер и пошли вдоль берега к истоку Ангары, чтобы рассмотреть Шаман-камень – небольшую скалу естественного происхождения почти посередине русла реки. Полюбовавшись пейзажами и послушав красивую легенду об этом месте, мы отправились дальше.

Наш путь проходил параллельно линии железной дороги и с воды были хорошо видны мосты, подпорные стенки и входы в тоннели. В какой-то момент из-за поворота показался самый настоящий старинный паровоз, который тянул вполне современные пассажирские вагоны. Это был экскурсионный ретро-поезд. Когда он поравнялся с катером, наш капитан просигналил, а машинист подал ответный гудок. Паровоз окутало клубами пара. Это было очень зрелищно!

На маршруте у нас были две остановки с выходом на берег: у станции Шумиха и у станции Половинная. И, невероятно, погода снова изменила «свои планы»: ветер стих, разогнав облака, и яркое солнце подсветило красоту этих мест.

В течение всего пути по воде наш бессменный гид Анна очень интересно рассказывала об истории КБЖД и её особенностях. И, выйдя на берег, мы шли вдоль путей, рассматривали разные мостовые сооружения, проходили сквозь некоторые тоннели и галереи, вдоль и поперёк излазили старинный паровоз Американка на Половинной. И всё это время мы не переставали удивляться и восхищаться трудолюбием, упорством, силой духа и смелостью строителей КБЖД! Ведь в те времена не было почти никакой механизации, только динамит, кирки и лопаты! А какая основательность и внимание к мелочам! Здесь «одеты» в камень берега даже каких-то неприметных речушек, словно это набережные Невы или Фонтанки! Люди строили на века. Так и получилось. Почти все сооружения дошли до наших дней в нетронутом виде!

«Сегодня мы ходили на катере вдоль КБЖД, мне больше всего понравились виды природы и тоннели» – рассказал Иван Поляков из Донецка.

«Сегодня мы были на КБЖД. Мне очень понравилось, ведь мы видели много красивых мест! Даже побывали в тоннеле желаний. А также у нас был очень комфортный пикник!» – поделилась впечатлениями Полина Кравченко из Донецка.

Вернувшись в Листвянку, мы пересели в автобус и поехали в Иркутск. До свиданья, Байкал-батюшка! Ты навсегда в наших сердцах!

В Иркутске нам провели обзорную экскурсию.

«Это красивый и уютный город, жители которого не только сохраняют старинные дома и памятники, но и благоустраивают его» – поведал по итогам экскурсии Александр Малиновский из Снежинска.

Ну вот и всё, наше потрясающее приключение почти закончилось. Осталось несколько часов. Рано утром мы отправимся домой: в Донецк и в Снежинск.

Грустно.

Эпилог.

Мы уже дома. Оглядываясь назад, понимаешь, какое удивительное приключение мы испытали! Какими насыщенными были дни!

Память, каким-то только ей известным способом, спрессовала прошедшие события в удивительный минерал, похожий на слюду. И, с течением времени, будет отслаивать от него листочки воспоминаний, которые заиграют новыми красками, позволяя рассмотреть упущенные детали.

А пока — эмоции зашкаливают.

«Поездка мне очень понравилась, реальность превзошла ожидания раза в три.

Если честно, я не ожидал, что мы с группой из Снежинска так быстро найдём общий язык.

А музеи – это отдельный вид искусства, таких я ещё не встречал» — поделился ощущениями Иван Поляков из Донецка.

«Поездка была очень интересной, познавательной и просто классной! Все получили море положительных эмоций, посетили множество интересных мест и остались в полном восторге» — отметил Михаил Курочкин из Донецка.

«Я очень рада, что побывала на Байкале. Эти 4 дня пролетели очень быстро, но были впечатляющими! Поездка превзошла мои ожидания. Музеи, пейзажи, история… Наше путешествие – это лучшее, что могло случиться со мной этой осенью!» — поделилась впечатлениями Полина Кравченко из Донецка.

«Ожидания от поездки были немного другие, ведь я один из тех, кто работал над программой путешествия. Всё получилось здорово, интересно и весело. Мы очень быстро нашли общий язык с донецкими ребятами, постоянно шутили. У нас даже появились локальные мемы. Мне понравилось так проводить время» – отметил Александр Малиновский из Снежинска.

«Эти четыре дня прошли незабываемо и, к сожалению, очень быстро!! Мне грустно отсюда уезжать. Мы очень сблизились с ребятами из Снежинска.

Эта поездка была очень познавательной и интересной. Я открыла для себя много нового: новые легенды, истории и, возможно, даже новые привычки. Очень приятно было находиться тут. Я буду скучать!» – рассказала о своих ощущениях Екатерина Вишневская из Донецка.

«Поездка была насыщенной, интересной, глубокой. Мы не замечали усталости, хотя много ходили. Тёплый след оставила волонтёрская акция. Хочется очень, чтобы наши деревца выжили и радовали посетителей дендропарка! А ещё посадка саженцев нас сильно сблизила. С этого дня каждый ужин сопровождался общим весельем, шутками и смехом. Мы по 40-50 минут не уходили из кафе. Я рада, что провела эти четыре дня в красивом месте с хорошими людьми!» – поделилась впечатлениями Анастасия Ломакина из Снежинска.

Благодарности пост.

Мы всей Снежинско-Донецкой командой благодарим проект «Школа Росатома» за возможность реализовать свою мечту и побывать на Байкале! По началу мы не могли поверить, что это вообще может быть! Это здорово, что есть люди, «сбывающие» мечты! Эта поездка останется в нашей памяти навсегда.

Мы благодарим всех, кто организовывал рабочие моменты и наше ежедневное чудо общения с Байкалом: администрацию школы №135 города Снежинска и директора ГБОУ «Физико-математический лицей №17» города Донецка, туристическое агентство «Катрин» города Снежинска.

Отдельные слова благодарности нашему гиду Анне за интересные повествования, за включённость, отзывчивость и помощь в каждом моменте.

Нельзя не назвать тех, кто помог нам провести волонтёрскую акцию: Елену Николаевну Кузеванову, автора учебника «Байкаловедения», которая всё объяснила про посадку деревьев. Благодарим Елену Вячеславовну Митчел, сотрудницу Байкальского музея, которая организовала техническую сторону акции. Это по её инициативе к нашим пихтам добавились рябины.

Спасибо Александре Викторовне Соколовой, сотруднице оранжереи Сибирского института физиологии и биохимии растений, за саженцы пихты и подробное руководство по обращению с ними.

Спасибо всем, кто был, организовывал, направлял, рассказывал, помогал…

Ну и традиционные цитаты. Авторов указывать не будем))

«Очень приятно было находиться вместе с ребятами, гидом и сопровождающими. Огромное спасибо хочу выразить Елене Васильевне и Наталье Владимировне, они следили за нами, помогали и поддерживали нас!!»

«Я очень благодарна всем, кто был в этой поездке. Я буду скучать по этому движу».

«Спасибо огромное организаторам, гидам и, в принципе, всем, кто принимал участие в подготовке поездки и был в ней вместе с нами».

«Батюшка Байкал подарил нам массу положительных эмоций, вдохновил, можно уверенно сказать, что Байкал – энергетическое место для осознания своего потенциала, ресурсов, творчества и силы. Спасибо проекту «Школа Росатома»! Искренне рады, что нашими спутниками были ребята из Снежинска и их руководитель Елена Васильевна Елисеева.

Мы приедем сюда обязательно ещё и всем желаем побывать в здешних местах.

Любите, Творите, Дерзайте!»

«Спасибо проекту «Школа Росатома»! Я мечтала побывать на Байкале и моя мечта сбылась!

Спасибо нашим спутникам из Донецка, вы — классные ребята! С вами было интересно.

Спасибо Наталье Владимировне, руководителю Донецкой группы, за Ваше участие и заботу!»

«Наверное, «Школе Росатома» можно добавить себе такой слоган: «Школа Росатома». Мечты сбываются!» Спасибо!»