Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Методические рекомендации ГМО воспитателей дефектологического направления по организации предметно – развивающей среды в ДОУ

1 декабря 2010, 04:02:51

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).

Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно – пространственной развивающей среды как в кабинете педагога-специалиста, так и в групповом помещении.

Создание специальной развивающей среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (какой? Игровой, познавательной, продуктивной и т.д.). Развивающая среда должна включать ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка.

Главное требование к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

Оценивая работу по созданию предметно-развивающей среды в период аттестации ДОУ, эксперты часто отмечают ряд нерешенных проблем:

- среда не отражает идеи и философию программ и технологий, реализуемых в ДОУ;

- слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка;

- среда в ДОУ чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Воспитатель обустраивает помещения, забывая, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом;

- оснащение тематических «уголков» и «центров» носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;

- ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой (существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений).

Решение задач личностно -ориентированного образования невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.).

В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:

  • Принцип дистанции при взаимодействии;
  • Принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • Принцип стабильности – динамичности;
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;
  • Принцип открытости-закрытости;
  • Принцип учета половых и возрастных различий детей

Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, её активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

В работах О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

  • комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;
  • соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;
  • учет всех направлений развития ребенка;
  • разнообразие сред, их рациональное расположение;
  • обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
  • обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
  • обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельноси, экспериментирования;
  • доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
  • создание условий для изменения среды.

Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

    1. Обеспечить чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования.
    2. Формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Основными направлениями при проектировании предметно-развивающей среды в ДОУ являются: всестороннее развитие детей; психологический и физический комфорт детей и взрослых.

При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, как пространство и время, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.

Проект развивающей среды

Использование

пространства

Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка Влияние пространства на

социальное развитие ребенка

Многофункциональное использование всех помещений МДОУ.

Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей.

Удаление «Познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах. Увеличение пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных контактов на более благоприятной основе.
Создание игрового «городка», мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ. Расширяются возможности для освоения образовательного пространства Расширяется круг общения ребенка
«Изрезанность» пространства, «лабиринтное» расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) Развивается ориентировка в пространстве «Уголки уединения» в изрезанном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт. Улучшается социальный климат в целом.
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ. У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки. Совместное проектирование и изменение обстановки сплачивает детей и взрослых, улучшает социальные отношения.
Все пространство «разбивается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеются все необходимое оборудование. У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость. Развиваются навыки социокультурного поведения.

Проект развивающей среды

Использование

времени

Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка Влияние пространства на

Социальное развитие ребенка

Временная последовательность разных видов деятельности Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время. Упорядоченное времяпрепровождения ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе.
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых. Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня. Возможность разнообразного общения.
Время для общения по схемам:

«я – я»

«я – педагог»

«я – друг, друзья»

«я – все»

Разнообразие общения – разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире. Широкая социальная практика общения с разновозрастными партнерами.

Проект развивающей среды

Использование

предметного окружения

Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка Влияние пространства на

социальное развитие ребенка

Использование многофункциональных, вариативных модулей. Развитие конструктивного мышления. Умение договариваться, обсуждать совместные планы.
Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты) Ориентировка в окружающей действительности. Упражнение в различных социальных ролях.
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте. Интеллектуальное развитие. Обеспечение активного общения.
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, знаков и т.п. Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность. Возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска.

Литература:

1. Едакова И.Б. «Управление внедрением личностно ориентированных подходов и технологий в образовательный процесс как условие становления и развития детско-взрослого сообщества дошкольного образовательного учреждения»: пособие для педагогов ДОУ, Челябинск, 2007.

2. Стеркина Р.Б. «Дошкольное образование в Росси». Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство АСТ, 1997.

Материал подготовлен для воспитателей городского методического объединения дефектологического направления Е.В.Собко, методистом ММЦ