ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).
Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно – пространственной развивающей среды как в кабинете педагога-специалиста, так и в групповом помещении.
Создание специальной развивающей среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (какой? Игровой, познавательной, продуктивной и т.д.). Развивающая среда должна включать ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка.
Главное требование к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Оценивая работу по созданию предметно-развивающей среды в период аттестации ДОУ, эксперты часто отмечают ряд нерешенных проблем:
- среда не отражает идеи и философию программ и технологий, реализуемых в ДОУ;
- слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка;
- среда в ДОУ чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Воспитатель обустраивает помещения, забывая, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом;
- оснащение тематических «уголков» и «центров» носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;
- ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой (существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений).
Решение задач личностно -ориентированного образования невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.).
В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:
- Принцип дистанции при взаимодействии;
- Принцип активности, самостоятельности, творчества;
- Принцип стабильности – динамичности;
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;
- Принцип открытости-закрытости;
- Принцип учета половых и возрастных различий детей
Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, её активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
В работах О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;
- соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;
- учет всех направлений развития ребенка;
- разнообразие сред, их рациональное расположение;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельноси, экспериментирования;
- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
- создание условий для изменения среды.
Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
-
- Обеспечить чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования.
- Формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
Основными направлениями при проектировании предметно-развивающей среды в ДОУ являются: всестороннее развитие детей; психологический и физический комфорт детей и взрослых.
При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, как пространство и время, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.
Проект развивающей среды
Использование
пространства |
Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка | Влияние пространства на
социальное развитие ребенка |
Многофункциональное использование всех помещений МДОУ.
Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей. |
Удаление «Познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах. | Увеличение пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных контактов на более благоприятной основе. |
Создание игрового «городка», мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ. | Расширяются возможности для освоения образовательного пространства | Расширяется круг общения ребенка |
«Изрезанность» пространства, «лабиринтное» расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) | Развивается ориентировка в пространстве | «Уголки уединения» в изрезанном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт. Улучшается социальный климат в целом. |
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ. | У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки. | Совместное проектирование и изменение обстановки сплачивает детей и взрослых, улучшает социальные отношения. |
Все пространство «разбивается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеются все необходимое оборудование. | У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость. | Развиваются навыки социокультурного поведения. |
Проект развивающей среды
Использование
времени |
Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка | Влияние пространства на
Социальное развитие ребенка |
Временная последовательность разных видов деятельности | Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время. | Упорядоченное времяпрепровождения ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе. |
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых. | Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня. | Возможность разнообразного общения. |
Время для общения по схемам:
«я – я» «я – педагог» «я – друг, друзья» «я – все» |
Разнообразие общения – разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире. | Широкая социальная практика общения с разновозрастными партнерами. |
Проект развивающей среды
Использование
предметного окружения |
Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка | Влияние пространства на
социальное развитие ребенка |
Использование многофункциональных, вариативных модулей. | Развитие конструктивного мышления. | Умение договариваться, обсуждать совместные планы. |
Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты) | Ориентировка в окружающей действительности. | Упражнение в различных социальных ролях. |
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте. | Интеллектуальное развитие. | Обеспечение активного общения. |
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, знаков и т.п. | Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность. | Возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска. |
Литература:
1. Едакова И.Б. «Управление внедрением личностно ориентированных подходов и технологий в образовательный процесс как условие становления и развития детско-взрослого сообщества дошкольного образовательного учреждения»: пособие для педагогов ДОУ, Челябинск, 2007.
2. Стеркина Р.Б. «Дошкольное образование в Росси». Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство АСТ, 1997.
Материал подготовлен для воспитателей городского методического объединения дефектологического направления Е.В.Собко, методистом ММЦ