Муниципальное казённое учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

17.12.2025 состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция "Практики и перспективы развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью"

18 декабря 2025, 17:14:25

17 декабря 2025 года ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» провел Межрегиональную научно-практическую конференцию «Практики и перспективы развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

Основные цели конференции:

  • повышение качества психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • обмен передовым опытом;
  • обсуждение перспективных направлений исследований и внедрений инновационных решений в профессиональной деятельности педагогических работников, для обеспечения качественной педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

На конференции обсуждались такие темы, как:

  • повышение воспитательских компетенций родителей детей с ОВЗ как фактор эффективности образования»;
  • развитие адаптационной компетентности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ»;
  • об отдельных аспектах реализации образовательного процесса обучающихся с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательных организаций»;
  • комплексный подход в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • индивидуальные и массовые формы и методы библиотечной работы с детьми с ОВЗ»;
  • летняя школа коррекции как эффективное средство устранения пробелов в знаниях и повышения учебной мотивации у учащихся с ОВЗ».

К участию в конференции были приглашены представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, руководители и педагоги образовательных учреждений, социально-психологических центров, психологи, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, представители социальных служб, представители общественных организаций.

Перед участниками конференции выступила Млкеян Лиана Акоповна, преподаватель кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), «архитектор Президентского проекта «Клуб Директоров»».

Проект «Клуб директоров» создан для того, чтобы объединить руководителей образовательных учреждений и подчеркнуть их роль в формировании ценностных ориентиров и убеждений. Важно, чтобы единый мировоззренческий подход транслировался в каждой школе, каждом классе.
Создание и развитие профессионального сообщества управленцев, преодоление формализма в воспитательной работе, участие директоров школ в формировании общественных и законодательных инициатив на региональном уровне, совершенствование их управленческих компетенций – лишь часть задач, которые стоят перед кураторами и участниками проекта.

В своем выступлении Тимофеева Наталия Викторовна (главный методист компании “Инновации детям”. Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Автор научных статей, методических пособий. Разработчик продукта “Умное зеркало ArtikMe”. Методолог образовательных программ. Старший методист отдела методического сопровождения внедрения цифровых технологий в образовании ГБУ ДПО «ЧИРО». Преподаватель Института инновационной педагогики и специального образования Международного университета психолого-педагогических инноваций) отметила, что в условиях стремительного развития технологий интерактивные комплексы занимают важное место в учебном процессе образовательных организаций, социально-реабилитационных центров. Они становятся неотъемлемой частью раннего обучения, предоставляя детям возможность развиваться и обучаться в увлекательной и стимулирующей среде.

Акцент был сделан на  многообразии таких комплексов – они бывают разных тематик и помогают ребенку разобраться в конкретной теме: ПДД, БЖД, здоровье, экология, финансы, патриотизм и т.д. Есть также тактильные комплексы для развития мелкой моторики детей, логопедические – для коррекционной и диагностической работы и т.д.

Их основыне комплексы – удобство, многофункциональность и интерактивность.

Особенно хочется отметить выступление Рычковой Лидии Сергеевны (детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор, ветеран ЮУрГУ, преподает на факультете психологии дисциплины «Психология аномального развития», «Специальная психология», «Коррекция психического развития», «Психология девиантного поведения», «Основные направления современной психотерапии»), в котором она отметила, что эмоциональная поддержка чрезвычайна важна для людей с особенностями в развитии, хорошо, если ее оказывает не только тьютор, но и дети, учителя. Для этого необходимо открыто говорить о людях с подобными проблемами, есть даже такой хороший лозунг: «Смотри на меня как на равного». А для этого необходимо вначале познакомиться с этим явлением, пообщаться с такими людьми.

Вторая часть конференции была посвящена презентации лучших региональных практик воспитания и обучения детей с ОВЗ и инвалидностью (работа на площадках: мастер-классы, обмен опытом).

Рабочие площадки:

  • применение интерактивного оборудования;
  • актуальные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ;
  • презентация лучших региональных практик воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Хочется выразить огромную благодарность специалистам, принявшим участие в конференции. Имено благодаря такому обмену опытом, выходящему за рамки формального обучения, происходит личностно-профессиональное саморазвитие, раскрытие творческого потенциала и повышение качества образовательного процесса.

Программа конференции