ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
3 окт. 2024
Единый урок "Я познаю Южный Урал" (материалы)5 окт. 2017
Знать, развивать и беречь завещано…5 мар. 2015
Великой Победе 70. Письма с фронта.Обычно участники Великой отечественной войны о войне рассказывают очень неохотно. Объяснить это непросто. Слишком тяжелы эти воспоминания - они не для непосвящённых. Но, как вспоминает рассказчик, в день Победы воины всегда собираются, и между собой рассказывают друг другу всё. Но кое-что прорывается и становится достоянием родственников. Вот что рассказал Зиннур Закареевич о своём тесте Пролееве Михаиле Яковлевиче. Родился он в Кировской области 5 июня 1923 года. Призван на фронт в 1942 году. Ранение получил в 43-ем во время атаки. В бою ему оторвало средний палец левой руки. Но он этого во время атаки не почувствовал. Палец заклинило между стволом автомата и диском, и держался палец на лоскуте кожи. Мне, как хирургу, известно, что должна быть сильная боль. Объяснить её отсутствие можно только сильным стрессом, который все бойцы испытывают во время боя. Факторами этого стресса являются неизбежная мысль о смерти, которую надо преодолеть, ненависть к врагу и воля к победе. Естественно, палец хирург удалил. Но рана заживала долго, хотя обычно такие раны заживают в обычных условиях быстро, видно, было какое-то осложнение.
После госпиталя Михаила Яковлевича обучили на артиллериста, и он стал командиром орудия. В конце войны, в мае 45 года (3 Белорусский фронт, район Кенигсберга), его батарея подверглась атаке группировки немцев, вышедшей из окружения. Наша пехота куда-то отошла, и артиллеристы остались без прикрытия. Был неравный бой. Снарядом из немецкого танка в пушке перебило гидравлическую систему, ему обожгло лицо горячим маслом, и он уже ничего не видел, а затем он получил ранение в грудь и потерял сознание. Победу Михаил Яковлевич встретил в госпитале, где и праздновал Победу. Был награждён медалью «За отвагу».
В нашем городе Михаил Яковлевич работал до пенсии в железнодорожном цехе бригадиром путейцев, а затем проводником спецвагонов. После последнего ранения ему назначили 2 группу инвалидности. Но от инвалидности он отказался – надо было кормить семью, да и молод он был. А в старости пенсия по инвалидности ему была нужна, тем более, что он был тяжело болен. А для воинов были определённые льготы. Но из-за бюрократических ошибок в военных документах сведения о последнем ранении исчезли. Пришлось запрашивать их в военно-медицинском архиве. Справка о ранении нашлась, а судебно- медицинская экспертиза ранение и группу инвалидности тоже подтвердила. Таким образом, справедливость восторжествовала, и ему была назначена II группа инвалидности. Умер он в возрасте 84 лет, воспитал четырёх дочерей. Это был хороший добрый человек.
Мой отец Мунасипов Закария Гузаирович воевал практически рядом с Михаилом Яковлевичем и закончил войну с фашистской Германией в Кенигсберге, принимал участие в ликвидации банд «лесных братьев» в Прибалтике. А затем отец участвовал в войне с Японией в Маньжурии. Уволился он из пограничных войск в1951 году.