ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
03 апреля в муниципальном методическом центре директора школ и их заместители вновь встретились с первым проректором Челябинского института повышения квалификации учителей Мариной Ивановной Солодковой, чтобы обсудить важные вопросы подготовки образовательных учреждений к работе по стандартам второго поколения или ФГОС.
Государственные стандарты общего образования разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации не реже чем раз в 10 лет. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и сопровождающие их нормативные документы вводятся в массовую практику общеобразовательных учреждений Постановлением Правительства Российской Федерации не ранее чем через год после их утверждения.
Надо отметить, что стандарты первого поколения выполнили свою задачу – сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания образования и требований к подготовке выпускников.
Но, вместе с тем, они (во многом невольно и вопреки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии её развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприятия со стороны части общественности, ряда учителей, рассматривавших все версии стандартов первого поколения как тормоз в развитии инновационных процессов в школьном образовании.
Апробацию ФГОСов второго поколения начального звена в Челябинской области осуществляли 121 школа. В Снежинске таких школ нет. С 01 сентября 2011 года на эти стандарты должны перейти все школы России (начальное звено), а 01 сентября 2010 года могут перейти на ФГОС только опорные школы.
Каковы же критерии готовности школ к введению стандартов? Должны быть:
- разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования ОУ;
- нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ;
- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
- определена для реализации оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей);
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- осуществление повышения квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно, по мере введения ФГОС начального общего образования);
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Это касается пока только начальной школы, федеральные же стандарты для основного общего образования и среднего (полного) общего образования – в стадии разработки. Ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года. Дополнительные материалы вы можете посмотреть кликнув сюда (ZIP архив, 40кб).
Информационная служба ММЦ. Л.Н. Патракеева.