Педагогические чтения (далее - педчтения), периодически проводимые совещания педагогов, учителей, деятелей педагогической науки и других работников образования, представителей общественности, имеющие целью обобщение и распространение педагогического опыта. В марте 2011 года в образовательных учреждениях №117, №121, №125, №126, №135 города прошли педчтения по теме: «Реализация Концепции краеведческого образования Челябинской области в образовательных учреждениях Снежинского городского округа». Цель школьных педчтений - обобщить опыт работы педагогических коллективов по указанному направлению деятельности за всё время преподавания курса «Краеведение».
«Концепция краеведческого образования Челябинской области» (далее - Концепция), утверждённая приказом Министра образования и науки Челябинской области от 13.09.2005г. № 01-1066, раскрывает одно из направлений модернизации образования в субъекте РФ на Южном Урале и научно обосновывает организацию системы учебной и внеучебной деятельности по краеведению на всех ступенях общего и дополнительного образования.
Интегрированный предмет «Краеведение» четвёртый год изучается в 6-7-х классах муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - МОУ) и второй год продолжается апробация учебных программ в 8-9-х классах. Краеведческая проблематика изучается в ряде МОУ в составе элективных курсов и реализуется при изучении регионально - национального компонента (далее - НРК).
Введение в учебные планы МОУ совершенно нового курса требовало комплексного, системного подхода к организации преподавания краеведения. С этой целью были предприняты следующие меры:
- Управление образования обеспечило все библиотеки школ учебно-методическими пособиями;
- на базе ГОУ ЧИППКРО была организована курсовая подготовка учителей краеведения;
- отделом методического сопровождения были организованы выездные семинары с целью изучения опыта работы «опорных» школ города Челябинска по преподаванию краеведения;
- в течение двух прошедших учебных лет Управлением образования и отделом методического сопровождения ММЦ проводились городские краеведческие конференции с участием учёных ГОУ ДПО ЧИППКРО, ЧГПУ. Вторая краеведческая конференция 2010 года рекомендовала провести в 2010-2011 учебном году школьные педчтения по обобщению и распространению педагогического опыта учительства г.Снежинска по реализации Концепции краеведческого образования.
30 марта 2011г в средних общеобразовательных учреждениях (далее - МОУ СОШ)
города была завершена работа по представлению и обобщению опыта деятельности учителей в реализации Концепции краеведческого образования в образовательных учреждениях Челябинской области. Обобщённый опыт работы по данной тематике представлялся коллективами на школьных педчтениях - (приказ начальника Управления образования от 22.12.2010г № 310). На педчтениях решались одновременно задачи продолжения работы над городской методической темой: «Формирование профессиональной компетентности учителя как основа развития творческого потенциала обучающихся».
В помощь организаторам педчтений отделом методического сопровождения образовательного процесса ММЦ были подготовлены подробные рекомендации по их проведению. В подготовке методических рекомендаций была использована консультативная помощь В.М.Кузнецова, заведующего кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО.
В четырёх образовательных учреждениях были развёрнуты пять методических выставок и творческих работ учащихся. В школьных чтениях, проводимых в форме «круглого стола», стендовых докладов, презентаций, лекций, краеведческих композиций, выступили 50 педагогов, 11 директоров, завучей и 20 учащихся образовательных учреждений.
Опыт работы по краеведению и реализации НРК в МОУ №121, №125, №126, №135 представляли учителя, практически, всех предметов, что подтверждают данные «Программ школьных педчтений», приведённые в таблице:
Количество специалистов, представлявших опыт работы на педчтениях: | ||||||||
№
п/п |
Специалисты-участники педчтений |
Число представлявших опыт на педчтениях | ||||||
№ Муниципальных образовательных учреждений | ||||||||
117
|
121 | 125 | 126 | 135 | Уча
щие ся |
Итого
|
||
1 | Директора МОУ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
2 | Заместители директоров | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | ||
3 | Учителя: | |||||||
начальных классов | 1 | 1 | 2 | |||||
литературы | 6 | 2 | 1 | 1 | 10 | |||
иностранных языков | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||
истории, краеведения | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 9 | ||
географии | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||
биологии | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | |||
математики | 1 | 1 | ||||||
физики | 1 | 1 | 2 | |||||
химии | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||
технологии(обслуживающий труд) | 1 | 1 | 2 | |||||
музыки | 1 | 1 | 2 | |||||
изобразительного искусства | 1 | 1 | ||||||
физической культуры | 1 | 1 | ||||||
Библиотекари МОУ | 1 | 1 | 2 | |||||
Педагоги-организаторы | 1 | 1 | ||||||
Педагоги дополнительного образования | 1 | 1 | 2 | |||||
Специалисты РФЯЦ-ВИИТФ | 1 | 1 | ||||||
Учащиеся | 13 | 6 | 1 | 13 | 20 | |||
ВСЕГО специалистов | 18 | 16 | 11 | 6 | 11 | 62 |
29 апреля 2011г. ответственные за организацию и проведение педчтений в МОУ представят в отдел методического сопровождения ММЦ материалы, рекомендованные к опубликованию в сборнике: «Реализация Концепции краеведческого образования Челябинской области в образовательных учреждениях Снежинского городского округа» (из опыта работы МОУ по материалам педагогических чтений).
Организационный комитет педчтений начнёт работу по подготовке сборника к выпуску, а сегодня члены оргкомитета искренне благодарят всех участников за подготовку, проведение первых педагогических чтений в указанных МОУ и активное, творческое участие в реализации Концепции краеведческого образования в образовательных учреждениях Челябинской области.
Л.Ф.Токарь, методист ММЦ, член оргкомитета.
25.04.2011г.