Заслуженного учителя школы РСФСР Нину Михайловну Кириллову знают далеко за пределами нашего города.
Знают по убедительным результатам осуществления ею идей и замыслов, знают по сути дела вершину её творчества. Но самое интересное, может быть, и главное – мотивы творческой мысли. Вот первая характеристика выпускницы знаменитого Ленинградского педагогического института. Директор школы, что на Сахалине, отмечает организаторские способности и эрудицию молодой учительницы, работоспособность и ответственное отношение к порученному делу. Т.е. те черты, которые свойственны опытному образованному человеку.
Но ещё раньше была медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Награда за самую тяжелую крестьянскую работу – выращивание и обработку льна в прифронтовой деревне под Ржевом. И вот уже в 1953 году Нина Михайловна сама директор школы №71 в г. Томске, куда был переведен её муж – офицер – строитель. Неустроенность кочевой жизни офицерской семьи порождает самостоятельность и упорство. Приобретается трудный, потому и ценный опыт, вырабатывается характер. Так, чувство ответственности побудило молодого директора пренебречь канонами субординации и обратиться напрямую к самому Завенягину А.П. с жалобой на некачественный ремонт школы. И вот результат: «Тов. Славский Е.П. !!.11.1954г. распорядился о срочном устранении всех недоделок и обеспечением всем необходимым (по письму т. Кирилловой Н.М.) для нормальной работы школы №82. О выполнении распоряжения сообщить к 15.12.1954».
Проходит ещё два года – и она уже учит солдат-строителей предприятия п/я 0215. Население посёлка растет, появляются начальная и семилетняя школы и приказом Министерства просвещения РСФСР Кириллова Н.М. назначается инспектором школ объекта. В этой должности Нине Михайловне удается решить социально значимый вопрос: по поручению Д.Е. Васильева она добилась в Министерстве среднего машиностроения решения о применении районного коэффициента к заработной плате учителей и врачей. Энергичность и эрудиция Кирилловой Н.М. были замечены, и в 1961 году она приглашается на работу в ГК КПСС, впервые избирается депутатом Совета депутатов трудящихся, а с 1963 работает заместителем Председателя городского Совета по социальным вопросам. Это было время бурного строительства города, развития инфраструктуры, количественного и качественного роста социальной сферы и предоставляло самые благоприятные условия для профессионального роста. Роста личности, основанного на понимании государственной значимости города и демократического решения проблем и запросов его жителей. Поэтому, когда в 1967 году представилась возможность практической реализации замысла, Нина Михайловна охотно принимает предложение – возглавить восьмилетнюю школу с перспективой превращения её в среднюю, нестандартную, соответствующую запросам научной интеллигенции города.
Мудрость директора проявилась в оперативном решении главных проблем: формирование руководства школы из квалифицированных, инициативных специалистов, комплектование кафедры английского языка и создание атмосферы успеха в коллективе учителей и учащихся. Несомненно, каждый человек должен гордится тем коллективом, к которому он принадлежит. Гордость эта формируется через традиции, которые инициирует и устанавливает руководитель. Такими нестандартными традициями школы стали, например, Красная Звезда над зданием школы – победителя соревнования, встреча утренней зари 22 апреля, посвящение в гимназисты и другие. Одновременно шло строительство нового здания и его оснащение под практику реального обучения. Человек, увлеченный своей идеей, не замечает времени. Рабочий день директора в этот период длился не менее 12 часов, и к открытию школы готовность была полная, до мелочей. Редкое явление в практике строительства школ, свидетельствующее о настойчивости директора.
Педагогическая система гимназии 127 строилась на единстве высоких требований во всех компонентах школьного уклада. Главное – в школе утвердился культ знаний, достижения победных результатов коллективной деятельности и в развитии индивидуальных способностей каждого ученика. Повседневным кропотливым трудом, требовательностью и творчеством каждого учителя наполнялась деятельность педагогического коллектива. И очень скоро гимназия 127 стала гордостью города и области. Выпускники гимназии стали известны преподавателям ведущих ВУЗов страны. Впечатляющими были победы учеников в областных и Всесоюзных олимпиадах, в различных творческих конкурсах и смотрах. За 20 лет директорства Нины Михайловны двенадцати учителям присвоено звание «Заслуженный учитель школы РФ», 50 выпускников награждены Золотой медалью “За особые успехи в учении”, 80 награждены Серебряными медалями. Во всех успехах школы, в достижениях ее учителей и учеников видны и напряженнейший труд директора и отпечаток его творческой личности. Это то качество, которое не может быть передано кому-либо на семинарах и конференциях.
Для человека, энергичного, с творческим складом ума, достижение успеха не может остановить живую мысль. Общеизвестны проблемы массовой школы с её высокими учебными нагрузками, классно-урочной организацией обучения. Известно, какие трудности создает школа для детей с недостатками здоровья и развития. Известно, что частные, эпизодические меры по их смягчению не дают желаемого эффекта. Смелое, системное решение проблемы и предложила Нина Михайловна после ухода на пенсию. Она сумела обосновать необходимость создания параллельной школы для детей, имеющих проблемы в здоровье и в обучении. Убедительная аргументация побудила руководство города оказать полное содействие в реализации гуманной идеи. Успешную, результативную работу школы Нина Михайловна обеспечила уникальным составом педагогов. Учителя – ветераны, приглашенные ею в школу, получили, наконец, возможность индивидуальной работы с детьми, разработали уникальные методики. За год обучение в школе проходили более 900 детей разного возраста, с разными проблемами. К тому же и учебный план не такой, как в обычной школе. Свою роль учителя видели не столько в сообщении знаний, сколько в обучении ребенка навыкам учебной работы, формированию чувства уверенности в своих силах. И это им хорошо удавалось. В многочисленных отзывах родители называли параллельную школу “школой возрождения надежды, веры ребенка в свои силы”. Очень скоро о деятельности уникальной школы стало известно и в области, и за её пределами. Популяризацию школы, распространение опыта организации и методов педагогической работы Нина Михайловна считала своим педагогическим и гражданским долгом. В школу приезжали представители городов и областей, появились публикации в педагогических газетах и журналах. Нина Михайловна выступала с докладами на педагогических симпозиумах, в университетах и на международных конференциях. Ей вручён Диплом члена – корреспондента Академии общественных наук.
Но… Не нашлось нигде людей, обладающих организаторским талантом Нины Михайловны Кирилловой – Почетного гражданина города Снежинска.
Информационная служба ММЦ. В.Н. Барыкин.