Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Николай Георгиевич Палкин

23 августа 2010, 10:10:00

«Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» Эти слова, хорошо известные людям старшего поколения, можно отнести к жизни Николая Георгиевича Палкина, в которой, и это не будет преувеличением, не было ни дня, прожитого попусту. Сейчас можно только предположить, что паренек из большой семьи, с малых лет узнавший страдность крестьянского труда, интуитивно почувствовал необходимость знаний и учебы. Или это было влиянием романтики первых комсомольских дел в селе, «культурной революции», проводимой тогда Советской властью.

Но как бы там ни было, придя в школу, остался Николай Георгиевич в ней навсегда. Поработав немного школьным там библиотекарем, а в 1937 он становится пионервожатым. Здесь и проявился его врожденный талант организатора коллективных дел школьников. Неистощимый на выдумку, умеющий делать буквально всё (даже играть на гармошке), что должен уметь парень, готовый помочь каждому, сделали его в селе настоящим детским вожаком. Все знают, хотя бы понаслышке, о системе А.С. Макаренко, системе продиктованной условиями жизни тех лет. Естественно, что те же методы воспитания крестьянских детей применял начинающий педагог и в школе, и в пионерском лагере. Кстати, вот здесь у нас, на Синаре. Семнадцати лет, в 1938 году, он становится учителем и студентом педагогического техникума. Но в жизни, кроме работы по призванию, есть и работа по приказу. И самая главная работа – служба в Красной Армии, куда он был призван накануне войны.

Его войну можно назвать скоротечной, тяжёлой, жестокой. В апреле 1941 с Урала он отправлен во Владивосток в учебный отряд краснофлотцев – подводников, а уже в августе отправлен на Волховский фронт в составе морской бригады. Кратковременная подготовка – и в декабре он, заряжающий 45 – миллиметровой пушки, вступает в первый бой в районе Лодейного поля. Волховский фронт проходил по болотистым берегам реки Свирь, где не было дорог и населённых пунктов. Задачей войск фронта было не допустить прорыва финских войск, соединения их с немецкой армией и замыкания второго кольца окружения Ленинграда. Артиллерийский дивизион должен был часто менять позиции на переднем крае наших войск и подавлять огневые точки противника. И вот тогда расчет пушки, пять человек, впрягался в лямки и тащил орудие по болоту и мелколесью, готовясь к очередному бою, оборудовал новую огневую позицию. Делать эти перемещения приходилось часто, так как финны засекали её – и начитался миномётный обстрел. Во время очередного обстрела, 12 апреля 1942, Николай Георгиевич был тяжело ранен осколком финской мины.

Трудно, опасно и страшно быть на передовой… Но можно выдержать, если ты физически крепок и вынослив. Но самое жуткое – это госпиталь. Сюда, в брезентовую палатку, свозят с передовой изувеченных молодых солдат. Здесь только кровь и боль. Выдержать всё это и помочь выжить могут только военные медики, их опыт и оперативность. Только благодаря профессионализму генерала медицинской службы, отправившего раненого на срочную операцию, Николай Георгиевич остался жив. Завершилась его солдатская служба награждением медалью «За боевые заслуги» и заключением врачебной комиссии эвакогоспиталя 3866, признавшего его негодным к воинской службе как инвалида второй группы. Было это 22 августа 1942 года. А в октябре он снова в школе, снова учитель. Учительский коллектив менялся в те годы часто. Работали учителя, люди, эвакуированные из центральных областей. Были среди них опытные, у которых Николай Георгиевич не стеснялся учиться, перенимал их опыт. Его отношение к работе и успехи были замечены, и в декабре 1945 года он назначается директором НСШ №4 Что значит быть директором сельской школы в те послевоенные годы, сейчас мало кто представляет. Не было ничего. Ни тетрадей, ни учебников, а также чернил, стекла, краски и прочих материалов. Но односельчане видели, как директор заботлив, как участлив с детьми и, как всегда в России, всем миром, школу обогревали, ремонтировали, покупали книги, пособия. Очень скоро школа и по физическому состоянию, и по результатам учебного процесса стала лучшей в Каслинском районе. А у директора хватало сил на продолжение своей учебы. В 1946 году он, как и многие демобилизованные, заканчивает учительский институт, а в 1950 педагогический институт в г. Свердловске.

И тут его жизнь меняется и снова по приказу. Есть такое жёсткое слово «надо», есть партийная дисциплина – и в январе 1950 года он назначается директором Сунгульской школы №7 ”для укрепления руководства”. Так официально обозначена причина. Никакие доводы, ни протесты односельчан не помогли. Но провожать директора в январский мороз пришло всё село. Такое не забывается – и потому очень долго не мог привыкнуть к новому месту. Необходимость же этого назначения в действительности была другая. Там, в Сунгуле, создавалась знаменитая “Лаборатория В”. Приезжали, специалисты, научные работники по радиационной биологии. Были среди них и немецкие ученые. И, конечно же, хорошая школа была одним из условий стабильной работы закрытого научного центра. Решить эту задачу и был призван Николай Георгиевич. Решал её не только как директор. Но и как знаток и ценитель природы уральской. И тогда, и в более поздние годы он считал своим долгом показать приезжим её красоту, снимая, тем самым, психологическую напряженность у людей, оказавшихся на замкнутой территории. И вскоре его коммуникабельность, восприимчивость всего нового, знание местных условий стали причиной нового назначения – начальником политотдела строящегося объекта п/я 150. В этом качестве он прошёл школу выдающегося организатора и руководителя – Д.Е. Васильева. Школу государственного подхода к решению масштабных дел и заботы о людях. Пример такой заботы Д.Е.Васильева – строительство первого здания города – школы № 119 (позднее – №124). Только по его настоянию школа, пусть с недоделками, но была открыта 1 сентября 1957 года…

Что может быть труднее и, в то же время, интереснее, чем быть директором школы – новостройки в строящемся городе? Директор должен быть созидателем. Таким качеством Николай Георгиевич обладал в полной мере. Поступали в школу дети, приехавшие из разных мест, с разным отношением к учебе. Приходили учителя, опытные и начинающие. И этот постоянно меняющийся состав надо было сплотить в коллектив. Много существует способов и методик организации, но успех определяет личность директора. Уважение человека, вера в то доброе, что заложено в каждом – в этом педагогическая и жизненная позиция Николая Георгиевича. Чтобы осуществить свой замысел не жалел директор ни сил, ни времени, ибо учительская работа – это работа души, а не деятельность по приказу. ”Счастье – это когда тебя понимают» - сказано в одном мудром фильме. И такое понимание и поддержку Николай Георгиевич получал от Дмитрия Ефимовича, и, следовательно, от руководсва института. И, конечно, от родителей, которые видели, какую надежную подготовку получали в школе их дети. В те годы выпускники школы, окончив вузы, возвращались в город. И этот конкретный результат работы школы был виден всем. Нагляден был и другой результат. Город рос, открывались новые школы, приезжали новые учителя. И их знакомство с городом, с условиями и традициями начиналось со знакомства с учителями 124-ой, с ее творческой и жизнерадостной атмосферой. И опять не будет преувеличением, если сказать, что и школа, и ее директор были «первым нашим университетом”. Убедительный факт – за 30 лет директорства Николая Георгиевича 9 учителям школы были присвоены звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Заслуженный учитель школы Российской Федерации», 143 выпускника награждены Золотыми и Серебряными медалями «За особые успехи в учебе и примерное поведение».

Любой директор может гордиться такими результатами и писать мемуары. Но несвойственно это для жизнеутверждающей позиции Николая Георгиевича. Работа его души продолжается. Он по-прежнему рядом с детьми, с коллегами, с ветеранами войны, с товарищами по партии. И взамен он получает такую любовь и такое уважение горожан, какие редко кому выпадают. И по праву можно сказать: Николай Георгиевич больше, чем «Заслуженный учитель». Это Учитель из народа – и для народа!

Информационная служба ММЦ. В.Н. Барыкин.

(Последняя редакция 25.08.2017 г.)