Если оглянуться назад, в шестидесятые годы, мы увидим стремительный рост города и, естественно, рост школьной сети. Важность этого периода для становления системы образования хорошо понимали и руководство города, и в Министерстве просвещения. По рекомендации Министерства возглавить Отдел народного образования было предложено Варюшину Василию Сергеевичу. Приехал он в город в 1961 году уже награжденный знаком «Отличник народного образования”, тогда ещё редкой ведомственной наградой. Главным же критерием назначения были, конечно, его деловые качества. Удивительным образом в нем сочетались педагогическая эрудиция и опыт хозяйственника, знание экономики системы образования и бухгалтерского учета.
Перед отделом народного образования, перед его заведующим жизнь нарождающегося города ставила новые и новые задачи: планирование и размещение новых школ, а их было построено шесть за 8 лет, ход строительства и подготовка к их оборудованию… Как хозяйственник Василий Сергеевич не оставлял без внимания ни одной мелочи. Школы сдавались строителями в срок и с полностью обеспеченной материальной базой для учебного процесса.
Но для Городского отдела народного образования самое главное – подбор кадров для комплектования школ, их расстановка. “Главное дело делается в школе”, - утверждал Василий Сергеевич и формирование педагогических коллективов считал своей важнейшей задачей. На работу в школы внимательно отбирались лучшие выпускники педагогических институтов Москвы, Свердловска, Челябинска. Он знал по имени отчеству каждого учителя любой школы, считал необходимым знать его методику преподавания. Как прирожденный психолог видел потенциал человека, определял перспективу роста. Очень ценил людей энергичных, инициативных, перспективно мыслящих. И не только ценил, но и развивал в людях эти качества, всячески содействовал реализации инициатив. Организационный период системы образования города сопровождался перемещением контингентов учащихся и учителей. Естественно, возникали и конфликтные ситуации. На их предупреждение и разрешение, действуя методом убеждения, заведующий горОНО не жалел времени. Прекрасно понимая специфику учительской работы, её напряженность, он дипломатично, но твердо, не позволял вмешиваться в неё некомпетентным людям. И, более того, заботился об отдыхе, лечении, благосостоянии учительства. Так, в свое время им была пресечена попытка отобрать школьное здание, а в Чехове – 2 он добился применения районного коэффициента к заработной плате учителей. Но для этого пришлось дойти до Ю.В. Андропова.
За всеми перспективными и текущими заботами Василий Сергеевич держал в центре внимания деятельность аппарата горОНО и руководителей школ. Он считал, что в их многогранной работе главное: содержание и эффективность учебно-воспитательного процесса непосредственно в классах. Обязательно, за рабочую неделю хотя бы раз ему надо было побывать в каждой школе, встретиться с директором, завучем, посетить уроки в проблемных классах, уроки опытных учителей. И каждый, при этом, мог рассчитывать на мудрый совет руководителя – профессионала. Кроме того, необходимо было в течение одной – двух недель посетить отделы горисполкома (кадры, финансы, горплан и другие подразделения) и, разумеется, побывать у заместителя председателя горисполкома, в городском комитете партии, в ГК ВЛКСМ. В каждом из этих учреждений следовало решить или согласовать текущие и перспективные дела. И никогда при этом он не забывал о нуждах учителей, особенно молодых. Так, в 1966 году получили квартиры сразу 10 молодых учительниц, а не их мужья. Он делал людям добро – и не надо было просить его об этом. Он, кажется, видел всё. В самом горОНО также установился строгий порядок – каждый день недели был загружен: аппаратные совещания, сборы директоров и других руководителей, методическая учеба, контролирующие мероприятия.
Как-то, на первый взгляд, незаметно В. С. Варюшину удалось нацелить педагогический корпус города на выполнение социального заказа той интеллектуальной элиты страны, которую собрал наш город, Ядерный Центр. Заказ прост: качество образования детей должно быть выше, чем то образование, какое получили их родители. Без сомнения, это им заложена традиция лидерства в педагогической среде и в первую очередь по формированию позиции директора школы – не функционера, но лидера, определяющего развитие школы и всей системы в целом. Очень эффективно использовал созданную им практику поощрений педагогов города. Это оттуда, из шестидесятых годов, выросла когорта замечательных педагогов: тридцати двум учителям присвоено звание «Заслуженный учитель», 47 учителей награждены правительственными наградами. В их числе и Василий Сергеевич.
В 1972 году семейные обстоятельства побудили его переехать в Чехов 2 директором школы. Работу директора он считал самой продуктивной и творческой, требующей постоянной работы мысли и духовного поиска. Поиска лучших методов работы, их пропаганды, создания системы воодушевляющего управления педагогическим процессом. Небольшой, кажется, пример, но уже в зрелые годы он увлекся шахматами, достиг успехов и организовал шахматную школу. Теперь там, в Чехове 2, проводится шахматный турнир его имени. Награждённый орденом Трудового Красного знамени, находясь на заслуженном отдыхе, он в тяжелые девяностые добровольно отказавшись от спокойной жизни, возглавил школу – новостройку в Горках – Х. И ещё раз доказал, что директор – ключевая фигура в становлении любой школы. Но предвоенные невзгоды, фронтовые беды и ранения, послевоенный труд без оглядки на время и без скидок на здоровье сделали свое чёрное дело.
Смерть подкараулила его внезапно.
Его школа жизни началась с детских лет. Ему не было ещё и 8 лет, когда умер отец – солдат первой мировой, полный Георгиевский кавалер. Окончив 7 классов ШКМ – школы колхозной молодежи, он становится студентом педагогического техникума. Но в 1937году, по ложному доносу однокурсника, привлекается к ответственности по ст. 58 УК. Впоследствии, ввиду отсутствия преступления В.С. Варюшин был полностью реабилитирован. В 1941 году, после объявления войны с фашистской Германией, Василий Сергеевич идет добровольце в Красную Армию и, после курса подготовки одиночного бойца, направляется на фронт. Его 127 гвардейский стрелковый полк и вся 43 дивизия в 1942 и 1943 году вели кровопролитные бои с отборными немецко-фашистскими войсками. Более полутора лет В.С. Варюшин воевал на передовой стрелком, командиром отделения и старшим пункта сбора донесений при оперативном отделении штаба дивизии. Летом 1943 года полки гвардейской дивизии участвовали в величайшем сражении на южном фланге Курской дуги. В развернувшемся после упорной обороны наступлении советских войск дивизия участвовала в освобождении левобережной Украины. В августе 1943 года Василий Сергеевич был тяжело ранен. Из госпиталя в Новосибирске его выписали в феврале 1944 и направили для продолжения службы в 24 учебный танковый полк. Учеба была продолжительной и основательной. Здесь Василий Сергеевич хорошо изучил материальную часть танков, их вооружение, получил звание старшины и встретил праздник Победы. После демобилизации, работая в учреждениях социального обеспечения, заочно оканчивает учительский институт по отделению физики, математики, а через два года и по историческому отделению. И, наконец, оканчивает физический факультет Ивановского педагогического института. В 1950 году В.С. Варюшин переходит на работу в школу. Сначала – в Вязниках – учителем математики, затем во Владимире – учителем физики, а с 1953г. – в городе Тейково – учителем физики, директором школы, заведующим отделом народного образования – восемь лет до переезда в Челябинск-50.
Добрую память оставил Василий Сергеевич о себе у тех, кто работал с ним в городе Тейково, в городе Чехов – 2, у учителей школы в Горках – Х. Но больше всех благодарны ему педагогические коллективы школ Снежинска.
Учительский талант, организаторские способности, разносторонние интересы В.С. Варюшина поражают тех, кто его знал, до сих пор. Его авторитет был неформальным и общепризнанным.
Информационная служба ММЦ. В.Н. Барыкин.