«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом», писал Эмиль Жак-Далькроз, швейцарский педагог, композитор и пианист, автор системы, которая получила название «ритмическая гимнастика», ведущие идеи, которой легли в основу авторской технологии «Этот удивительный ритм». Многолетний позитивный опыт работы с детьми дошкольного возраста Ирины Михайловны Каплуновой в сотворчестве с педагогом Ириной Арсентьевной Новоскольцевой стал оригинальной системой и высокоэффективной техникой, которая в интеграции развивает не только эмоциональную и социальную, познавательную и физическую сферы, но и интеллектуальную, помогает ввести детей «в мир музыки… с радостью и улыбкой».
Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Для разрешения существующих трудностей ставятся такие задачи: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать её в движениях через игру и высокохудожественные литературные произведения, наполненные юмором, радостью, игрой и ритмичным движением. От эмоциональности исполнения взрослым у ребёнка возникает интерес к песенкам и инструментальным пьесам, а также желание услышать и повторить ещё раз звукоподражания, движения и жесты, подчёркивающие характер музыки и настроение текста – озорной, весёлый, шутливый, успокаивающий.
Музыкальный ритм, ощущение его музыки и есть основа музыкальности. Этому и был посвящён двухдневный авторский теоретико-практический семинар «Ритм как основа развития музыкальности», состоявшийся 14 и 15 сентября на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31».
Вела семинар Ирина Михайловна Каплунова – почётный работник общего и профессионального образования России, лауреат премии мэра Санкт-Петербурга, музыкант, педагог, автор множества книг и пособий по развитию музыкальности и музицированию. Делом всей жизни Ирины Михайловны является работа с детьми, направленная на то, чтобы раскрыть перед ними удивительный мир музыки, привить любовь к прекрасному, формировать музыкальные предпочтения и умственные способности.
Обучающий семинар актуален, об этом говорит его эффективность, насыщенность, интерес и душевная атмосфера. Большой акцент сделан на то, что ритм развивает интеллект ребёнка. Интерактивная форма обучения помогла музыкальным руководителям не только изучить теоретические аспекты, но и проверить сформированность ритмических способностей через рисунок произведений в хлопках, шлепках, притопах, на музыкальных инструментах и с помощью движений, а также увидеть обратную связь, поделиться личным опытом.
Семинар показал, что особое значение имеет оригинальная разработка системы музыкальных занятий с дошкольниками, направленная на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это даёт возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям. Это ещё раз подтверждают слова, сказанные Эмилем Жак Далькрозом, что «ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество».
Ярким итогом семинара стал мини концерт, в оркестровом исполнении произведений музыкальными руководителями на новых музыкальных инструментах.
Собравшиеся поблагодарили Ирину Михайловну за великолепный семинар, профессиональный талант, душевные качества Музыканта с большой буквы, отметив, что представленный позитивный опыт поможет им разнообразить методы и приёмы по формированию чувства ритма в работе с детьми, а высокохудожественные ритмизированные стихи развить юмор, память, выразительную речь, творческие и мыслительные способности.
Е.А. Осинцева, методист МБУ «ЦОДОУ»