Останьтесь, останьтесь небесные синие своды!
Останься, как сказка, сиянье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..
Н. Рубцов
Земля – наш общий дом. Забота каждого человека о своём доме отражает его собственное отношение к окружающей среде. Если каждый из нас будет стараться сохранять природу и рационально относиться к её ресурсам, наш мир будет богаче и красивее. Принимая ежедневно множество личных решений, мы в конечном итоге решаем судьбу Земли.
Экология – одна из самых молодых наук, однако она имеет большое значение для будущего человечества, для сохранения жизни на планете. Именно «экология» помогает рассмотреть тончайшие взаимосвязи между человеком и окружающей средой, чтобы в практической деятельности не навредить в первую очередь самим себе. Это наука о Земле как нашем общем доме и законах, по которым мы должны в нём жить. Другого дома у нас нет.
Проблеме «Как войти в природу другом?» было посвящено два теоретико-практических семинара (17 февраля и 26 мая) в Педагогической мастерской для тех, кто осознаёт важность решений экологических вопросов в работе с детьми. Автором «экологического всеобуча» по теме: «Программа воспитания: реализация интегрированного содержания регионального компонента в воспитании экологической культуры дошкольников, выбор практико-ориентированных форм» стала Наталия Юрьевна Плахова – единственный эколог г.Снежинска, работающий в системе дошкольного дополнительного образования в МАДОУ «ЦРР-ДС №30». «Велики резервы, которые таит в себе природа необъятной России и малой родины, которые необходимо в полной мере использовать для разностороннего развития детей», – считает Наталия Юрьевна.
Собравшие познакомились с организацией кабинета по экологии и разнообразными видами экологической деятельности с детьми в детском саду и на участке. В основе взаимодействия ребёнка с природой педагог предпочитает интегрированный подход, благодаря которому помогает детям увлекательно узнать и «принять природу всем сердцем», полюбить её.
Процесс взаимодействия ребёнка с живыми природными объектами показывает высокую активность воспитанника, что стимулирует перерастание его интереса к миру природы в склонность к натуралистическим занятиям и устойчивую потребность в свершении природной деятельности.
Наталия Юрьевна представила через видео разнообразную природоведческую деятельность детей, разные методы и приёмы:
- наблюдение за природными объектами и явлениями;
- экологические беседы и экскурсии;
- самостоятельный поиск ответов на разнообразные вопросы: «как», «почему?», «отчего?»;
- приобретение умений и навыков по уходу за живыми объектами;
- участие в экологических акциях, праздниках и Международных тематических днях экологической направленности;
- участие в фестивалях «Моё путешествие по России», в тематических проектах «На чём стоит Снежинск», «Доисторические животные», детских исследованиях: «Чьё крыло?», «Глазастый камень»;
- и другие.
Все виды деятельности детей плавно сменяют друг друга и выстраиваются с учётом их индивидуальной психологической адекватности к природоохранным мероприятиям.
Сами педагоги проявили активность в викторине «Загадки краеведа» и получили огромное наслаждение от процесса своих действий. Активными партнёрами в викторине становятся не только дети и родители, но и сотрудники детского сада. Такое мотивированное поведение детей и взрослых совершается под влиянием определённой потребности не только в познавательной деятельности, но и в эмоциональным восприятии природы. Знания о природе не только пробуждают мысли ребёнка, но и вызывают эстетические переживания. Шестым чувством природы назвал К.Г.Паустовский чувство природы, добавив, что оно приходит на определённой ступени сознания, когда человек становится более умным, более тонким.
Собравшиеся поблагодарили за великолепные занятия Наталию Юрьевну. Только мастер, влюблённый в своё дело, находящийся в постоянном поиске интересных, увлекательных форм, затронет ум и чувства ребёнка. Природа отшлифует характер, сделает его мягче, поэтичнее, возродит чувства любви к малой родине, а затем к России в целом.
Главное – войти в природу другом…
Е.А. Осинцева, старший методист