Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

О реализации Концепции краеведческого образования и преподавании Краеведения в 2008/09 уч. году

1 февраля 2011, 10:18:27
Согласовано Начальник Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Челябинской области Т.В. Абрамова Утверждаю Ректор ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» В.Н. Кеспиков
Руководителям муниципальных органов управления образованием Руководителям муниципальных методических служб Руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений  

О реализации Концепции краеведческого образования и преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году

«Концепция краеведческого образования в Челябинской области», утвержденная приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006, научно обосновывает организацию системы учебной и внеучебной деятельности по краеведению на всех ступенях общего и дополнительного образования. В ней говорится, что гуманизация образования, реализуемая через культурологический и личностно-ориентированный подходы, предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Система краеведческого образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области охватывает все ступени общего образования. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.01.2008 г. № 01-10 в начальной школе проводится апробация федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. В Областном базисном образовательном плане первой ступени общего образования предполагается включение краеведческой тематики в содержание основных учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, музыка и художественный труд), а также в рамках внеучебной работы (проектная деятельность, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое, общественно-полезное направления образовательно-воспитательной деятельности). В соответствии с приказом Главного управления образования и науки Челябинской области «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области» от 01.07.2004 г. № 02-678 постепенно, по мере готовности учреждений общего образования и учителей, в 6-9 классах вводится инновационный интегрированный учебный предмет «Краеведение». Следует подчеркнуть, что, в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана, введение регионального учебного предмета не заменяет и не отменяет изучение национально-регионального компонента содержания образования основных учебных предметов. Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе – 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классе также по 35 часов в год. Обращаем внимание на то, что в Областном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Челябинской области 2004 г. для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в национально-региональный компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». При этом общеобразовательные учреждения вправе самостоятельно дополнить этот лимит учебного времени за счет элективных курсов и занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, предлагаемые в учебной программе практические работы и экскурсии могут проводиться во внеурочное время. На ступени среднего (полного) общего образования региональный компонент общего образования включается в содержание базовых и профильных предметов в объеме 10-15 % учебного времени. Кроме того, краеведческая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся (например, курсы «История Урала», «География Челябинской области , «Экология Южного Урала и т.п.). Опыт организации эколого-краеведческого образования СОШ № 112 г. Челябинска представлен в сборнике из серии «Педагогическая мастерская», подготовленном кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, О. А. Борисова).

Обзор действующих учебно-методических комплектов

В 2005-2008 гг. прошла апробация примерной программы курса краеведения на базе 123 общеобразовательных учреждений, утвержденных приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006 и от 21.09 . 2006 г. № 01 - 861 . За это время был проведен отбор содержания краеведческого образования в 6-7 классах, осуществлялись повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей-предметников. С учетом результатов апробации в 2007 г. издана программа «Краеведение» для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области под редакцией В. М. Кузнецова, которая включает общую характеристику инновационного интегрированного учебного предмета, содержание образования, учебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся. В программе определена следующая структура изучения курса: 6 класс – «Введение в краеведение Южного Урала». 7 класс – «Достопримечательности Южного Урала». 8 класс – «История и культура народов Южного Урала». 9 класс – «Челябинская область – субъект Российской Федерации». В нормативных документах подчеркивается необходимость обеспечения общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой по краеведению. Издательством «Абрис» подготовлен ряд пособий, выпущенных в серии «Познай свой край», основанной в 1995 г.: краткий справочник атлас и контурные карты, сборник познавательных заданий. В 2006 г. вышла в свет книга для чтения по краеведению (6-9 класс) «Южноральская панорама событий и достижений», имеющая гриф «Допущено Министерством образования и науки Челябинской области». При формировании учебно-методического комплекса по краеведению администрации общеобразовательных учреждений и учителям необходимо учитывать, что разнообразные пособия и дополнительная литература должны проходить необходимую научно-педагогическую экспертизу. В качестве учебно-наглядного пособия по краеведению, особенно для преподавания курса 7 класса «Достопримечательности Южного Урала», рекомендуется использовать настенную карту «Челябинская область. Туристские ресурсы», которая сопровождается официальными символами Челябинской области и муниципальных образований с их краткой характеристикой, справочные материалы с иллюстрациями о достопримечательностях Южного Урала – Ильменском заповеднике и Аркаиме, национальных парках «Таганай» и «Зюраткуль», множестве других памятников природного и историко-культурного наследия. Следует подчеркнуть, что в 2008 году планируется издание учебников для 6 класса (В. В. Дерягин и др.) и 7 класса (Н. Б. Виноградов и др.). В издательстве «Абрис» издан краткий справочник «Историческое краеведение» (Н. Б. Виноградов, М. С. Гитис, В. М. Кузнецов). В качестве иллюстрированных краеведческих пособий по этнографии и декоративно-прикладному искусству (8 класс) рекомендуется использовать книги «Народное художественное творчество Южного Урала (Е. И. Артюшкина и др.), «Традиционные художественные ремесла и промыслы Южного Урала» (Н. М. Шабалина) и библиографический указатель «Костюм народов Южного Урала» (И. А. Бывалова). Планируется также издание учебника «История Урала XIX века» (Н. Н. Алеврас, Т. А. Андреева, А. И. Конюченко, И. В. Нарский). Учебно-методический комплект по географическому краеведению (9 класс) дополняется выходом учебного пособия для учителей «Уроки по изучению географии Челябинской области» (А. С. Маркова, Т. Н. Малышева, Н. М. Чистякова). Пособие к учебнику М. А. Андреевой и А. С. Марковой состоит из 10 тем (уроков). Все 10 тем в пособии имеют одинаковую структуру изложения, состоящую из 12 типовых пунктов. Предлагаемая структура пособия и выделение в нем основного и дополнительного материала позволят учителю более глубоко и дифференцированно работать с учащимися, учитывать их индивидуальные особенности. Особенно необходимо отметить, что для ряда муниципальных образований изданы и успешно проходят апробацию краеведческие пособия нового жанра – «Тетради юного краеведа», которые включают исторические очерки, справочные материалы о природе, экономике и культуре территории, познавательные задания и контурные карты. Эта работа будет более плодотворной при поддержке администраций муниципальных образований и местной общественности.

Особенности преподавания краеведения в 2008/2009 учебном году

4-8 мая 2008 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин (В. М. Кузнецов) совместно с историко-культурным заповедником областного значения «Аркаим» (С. Я. Зданович) был проведен выездной областной семинар для учителей «Изучение "Страны городов" Южного Зауралья в курсе «Краеведение» (7 класс) на базе научного городка и Музея природы и человека (Брединский район). На семинаре был представлен опыт учителей краеведения МОУ Рымникской СОШ Брединского района (Л. И. Баранова), МОУ СОШ № 59 г. Челябинска (М. С. Салмина), Лазурненской школы-интерната Красноармейского района (И. В. Алёшкина) по проведению уроков по теме «Заповедник Аркаим». Разработки уроков и мультимедийные презентации по данной теме распространяются в электронном виде на компакт-дисках, а также размещены на сайте «Сеть творческих учителей» по адресу www.org@it-n.ru. В 2008/2009 учебном году планируется проведение подобных выездных семинаров в гг. Касли и Сатка (сентябрь), гг. Миасс и Златоуст (октябрь), Нагайбакский район и г. Верхнеуральск (май).

Электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области»

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, М. С. Гитис, Е. В. Андреева) совместно с факультетом информатики ЧГПУ, а также учителем МОУ СОШ № 59 г. Челябинска (М. С. Салмина) подготовлена электронная модель содержания образования по краеведению – составная часть Образовательной программы Челябинской области, рекомендованной к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13 февраля 2008 г. № 01-80. В данном электронном ресурсе представлено содержание краеведческого образования, разработанное на основе Федерального компонента основного общего образования по истории, географии и биологии; а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия). Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии по краеведению Южного Урала, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс). Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлен один вариант тематического планирования, составленный в соответствии с программой по краеведению (6-9 класс) под ред. В. М. Кузнецова, рекомендованной ЧИППКРО для основной школы. В тематическое планирование включен местный (школьный) компонент содержания краеведческого образования, практические работы, экскурсии, встречи с интересными людьми и интервью, определена система тематического и промежуточного контроля. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с условиями образовательного учреждения. В электронной модели содержания образования представлен также образец элективного курса «История Урала» (10 класс) для средней (полной) школы (35 ч.), разработанный канд.ист.наук В. М. Кузнецовым.

Организация внеклассной работы по предмету

Краеведение представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2008/2009 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий краеведческой направленности для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области (таблица 3), что позволит старшеклассникам составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»), получить навыки исследовательской деятельности. Информационная карта инновационного педагогического опыта по организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению учителя СОШ № 59 г. Челябинска М. С. Салминой опубликована в сборнике «Опыт лучших учителей Челябинской области, победителей конкурса приоритетного национального проекта "Образование"». Лучшие этнографические работы участников детского областного конкурса «Уральская слободка» 2007 г. опубликованы в сборнике «Урал мастеровой: традиционная материальная культура народов Южного Урала конца XIX – XX вв.». В организации краеведческого образования активно используются экскурсии и походы. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в районный (городской) краеведческий музей. В лучших разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, познавательные задания и листы «обратной связи», дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя. Правильно оформленная технологическая карта экскурсии предполагает также четко определенный маршрут движения, инструктаж по технике безопасности и организации работы на каждом пункте просмотра. Учителям краеведения, других учебных предметов, классным руководителям необходимо предусмотреть в плане работы посещение с учащимися Челябинского областного краеведческого музея, в котором действует специальная детская экспозиция, рассчитанная на учащихся 1-6 классов. В музее открыты залы постоянной экспозиции, посвященные природе, археологии и истории народов Южного Урала. Регулярно проводятся различные тематические выставки, в том числе с экспонатами из фондов других музеев и хранилищ, частных собраний. На базе музея возможно проведение экскурсий и учебных занятий по следующим темам: «Природа Южного Урала», «Древние жители Южного Урала», «Культура и быт народов Южного Урала», «Горнозаводской Урал», «Дореволюционный Челябинск». 2008 год объявлен Годом традиционной культуры в Челябинской области. Предстоящий 2009 учебный год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 75-летию Челябинской области. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ГОУ ВПО ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению доклада губернатора Челябинской области П. И. Сумина на заседании Законодательного Собрания «Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2007 году и задачах на 2008 год» (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 19 марта 2008 г. № 153). В серии «Гражданско-правовое и патриотическое воспитание» издан сборник методических рекомендаций, разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий «Главные праздники Современной России и Малой Родины» (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков). Учителя краеведения активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. В журнале «Юный краевед» публикуются материалы, посвященные юбилейной тематике. В 2008/2009 учебном году рекомендуется провести конкурсы «Символы России» и «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов. Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по краеведению Система оценки качества краеведческого образования продолжает разрабатываться. У многих учителей краеведения по-прежнему вызывает затруднения определение конкретных планируемых результатов обучения. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, А. С. Маркова, М. С. Гитис) подготовлены контрольно-измерительные материалы для проведения годовых контрольных работ по курсу краеведения в 6 и 7 классах, предполагающие выбор ответа, краткие и развернутые ответы, с включением проверки регионального и местного содержания образования (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. № 243). В качестве практических результатов инновационной деятельности по разработке содержания и учебно-методическому обеспечению интегрированного предмета можно рассматривать разработки учителей, присланные на областной конкурс методических проектов по курсу краеведения (6-8 классы), который проводился в соответствии Положением, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2007 г. № 01-292. В 2007 году на конкурс было представлено 212 разработок от 92 педагогов из 34 территорий Челябинской области, в 2008 году – только 36 разработок от 24 педагогов из 12 территорий. Итоги конкурса будут утверждены приказом Министерства образования и науки Челябинской области. На основе отредактированных и дополненных разработок победителей конкурса будут подготовлены к изданию методические пособия по краеведению для учителей 6 и 7 классов. Конкурс будет продолжен в 2008/2009 учебном году в сроки с 1 января по 30 марта. Таким образом, работа по реализации Концепции краеведческого образования в 2008/2009 учебном году призвана стать весомым вкладом в модернизацию общего и дополнительного образования и гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области.

kraeved_74@mail.ru

Приложение 3

Основные направления инновационной деятельности

по реализации Концепции краеведческого образования в Челябинской области

в 2008-2009 учебном году

Направления деятельности Планируемые результаты
1. Отбор и апробация содержания учебного предмета «Краеведение» в 6-8 классах
1.1. Массовое внедрение учебной программы по краеведению в 6-7 классах

1.2. Апробация учебной программы по краеведению в 8-9 классах

Календарно-тематический план по предмету с включением местного материала.

Поурочные разработки по предмету.

Рекомендации для составителей по корректировке учебной программы.

2. Опытная проверка элементов учебно-методического комплекта

по краеведению в 6-8 классах

2.1. Подготовка к изданию учебников «Краеведение. 6 класс» / В.В.Дерягин и «Краеведение. 7 класс» / Н.Б. Виноградов. Челябинск: АБРИС, 2008. Поурочные разработки по предмету.

Рекомендации для авторов учебников.

2.2. Апробация книги для чтения «Южноуральская панорама событий и достижений» / А.П.Моисеев, А.В.Драгунов, М.С.Гитис. Вып. 1. Челябинск: АБРИС, 2006. Поурочные разработки по предмету с использованием книги, пособия и справочника.

Рекомендации для авторов-составителей книги и пособия.

2.3. Апробация учебного пособия «Биология растений и животных Челябинской области» / Н.В.Полханова. Челябинск: ЧГПУ, 2005.
2.4. Апробация справочника «Историческое краеведение» / Н.Б.Виноградов, М.С.Гитис, В.М.Кузнецов. Челябинск: АБРИС, 2008.
2.5. Апробация книги для чтения «Челябинск. История моего города» / Под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. - 2-е изд. Челябинск: АБРИС, 2006. Поурочные разработки по предмету с использованием книги и тетрадей с включением местного материала.

Рекомендации для авторов-составителей книги и тетрадей.

2.6. Апробация «Тетради юного краеведа» (г.Усть-Катав, Верхнеуральский, Еткульский, Карталинский, Каслинский, Саткинский и Чесменский районы).
2.7. Апробация атласа «Челябинская область» / Под ред. В.В.Латюшина. Челябинск: АБРИС, 2002-2006. Поурочные разработки практических работ по предмету.

Рекомендации для авторов-составителей атласа и справочника.

2.8. Апробация справочника «Познай свой край. Челябинская область» / Под ред. М.С.Гитиса. АБРИС, 1998-2006.
3. Разработка педагогического мониторинга учебных достижений

учащихся 6-7 классов по краеведению

3.1 Критерии и показатели учебных достижений учащихся 6-8 классов по краеведению. Требования к уровню подготовки учащихся 6-8 классов по краеведению.

Рекомендации для авторов-составителей учебной программы.

3.2. Методы и приемы изучения учебных достижений учащихся 6-8 классов по краеведению. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. Разработки оценочных практических работ по предмету.

Контрольно-измерительные материалы (в т.ч. с использованием ИКТ-технологий) по предмету.

Модель портфолио в системе оценки учебных достижений учащихся по краеведению.

4. Отработка модели интеграции

общего и дополнительного краеведческого образования

Использование потенциала учреждений дополнительного образования и культуры в краеведческом образовании Разработки экскурсионных занятий по краеведению.

Сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий краеведческой направленности.

Программы собеседований с местными старожилами, знаменитыми людьми, краеведами и учеными.

Таблица

Мероприятия краеведческой направленности

для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области

в 2008/2009 учебном году

п/п

Наименование мероприятия Сроки Организатор,

координатор

1 Конкурс «Челябинск – наш дом» Сентябрь ГорУО

(Челябинск)

2 Конкурс «Гроза 12-года»,

посвященный дню воинской славы России – годовщине Бородинской битвы

Сентябрь МОУО
3 Конкурс школьных краеведческих музеев В течение года МОиН

ОЦДОД

4 Конференция туристско-краеведческого движения «Отечество» Ноябрь МОиН

ОЦДОД

5 Конкурс «Символы России», посвященный дню Конституции Декабрь МОУО
6 Конференция «Шаг в будущее» Декабрь Координационный центр
7 Конкурс «Старые фотографии рассказали» Февраль МОиН

ЧИППКРО

ЧелГУ

8 Конференция научного общества учащихся Апрель Совет НОУ
9 Конференция детских исследовательских и творческих работ «Уральская слободка» Май ГОЦНТ

ЧИППКРО