ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
12 дек. 2019
Развиваем фонематический слух10 дек. 2019
Синдром дефицита внимания и гиперактивностиМногие родители первоклассников на приёме у психолога задают один и тот же вопрос: «Почему мой ребёнок не хочет ходить в школу, а ведь он ждал этого с таким нетерпением?».
Попытаемся представить себе ситуацию с самого начала. Итак, ваш ребёнок впервые отправляется в школу, у него в глазах горит огонёк, он такой живой, энергичный, любит рассуждать. Он очень любознательный и конечно же мечтает получать одни пятёрки. В первые дни дети адаптируются, знакомятся со школой, с правилами внутреннего распорядка и устанавливают контакт с одноклассниками. Начинается учебная деятельность, которая усложняется с каждым днём и дети начинают понимать, что уроки это не игра, а труд, который требует от них внимания, усидчивости, выполнения требований учителя.
И тут происходят парадоксы; дети которые активны, много отвечают с места, имеют достаточный уровень развития при тестировании, порой не могут сосредоточиться и выполнить самостоятельно задание в тетради, они часто отвлекаются, переспрашивают, на их парте и в портфеле беспорядок, за урок они иногда не успевают сделать половины задания. Ими недовольны педагоги и родители и тут огонёк в глазах первоклассника гаснет, его самооценка падает и он уже не хочет учиться. Родители переживают, и им кажется, что если они будут строже спрашивать с ребёнка, то ситуация изменится к лучшему. Но порой такое отношение даёт только негативные последствия. Ребёнок попадает в разряд дезадаптантов: его сон становится беспокойным, а порой ему даже сложно уснуть, он становится раздражительным, плаксивым, тревожным и беспомощным, ему кажется, что родители его не любят и не понимают.
Можно представить себе, что испытывает ребёнок, для которого первый класс обернулся таким сложным периодом в его жизни, и как сильно переживают и страдают его родители.
Если Ваш ребёнок ходит в школу с большим неудовольствием, очень важно с самого начала понять, в чём кроется причина такого поведения. Тогда у Вас будет возможность как можно быстрее её устранить. Сейчас мы приведём самые распространённые причины, по которым дети не хотят ходить в школу.
«У меня нет друзей»!
Очень часто дети, не посещавшие детский сад или не имеющие достаточно опыта общения с большим количеством посторонних людей, пугаются толпы одноклассников. Все – незнакомые и непонятные. Иногда агрессивные. Разные. И ребёнок чувствует себя «не в своей тарелке».
Либо, ребёнок сам по себе может быть не очень общительным и испытывать сложности с тем, чтобы знакомиться с новыми ребятами.
Что делать?
Договоритесь с родителями одноклассников и устройте у себя дома детский праздник. Пусть так же одноклассники ребёнка приходят к Вам в гости – договоритесь об этом с родителями. На своей территории ребёнок будет чувствовать себя более уверенно и быстро заведёт друзей. Хорошо, если хождение одноклассников друг к другу в гости со временем станет традицией.
«Учительница плохая!»
В данном случае Вам придётся тактично расспросить своего ребёнка детально: в чём конкретно проявляется «злость» учителя? Надо помнить, что учителям в первом классе законодательно запрещено ставить оценки – чтобы не травмировать психологически неокрепших детей.
Учитель может указывать ребёнку на его успехи и неудачи, но нельзя делать это не публично. Ни в коем случае учитель не должен сравнивать ребёнка с другими детьми: «Вот, Катя может писать букву «о» ровно, а тебе не дано». Учитель не должен стыдить и критиковать ребёнка, тем более обзывать. К сожалению, такие случаи – далеко не исключение.
Что делать?
Если Ваш ребёнок жалуется на то, что учитель его сравнивает с одноклассниками, оценивает и кричит на него, значит, это повод вмешаться и серьёзно поговорить с учителем. Такие вещи нельзя оставлять «на самотёк». Ведь от первого учителя, от его отношения к детям зависит то, какое отношение к школе сформируется у ребёнка в будущем, и с каким чувством он будет ходить на занятия. Конечно же, не нужно вступать в конфликт, но обязательно рассказать учителю, что ребёнку очень дискомфортно, что ребёнок очень переживает. Говорить с учителем нужно доброжелательно, показывая, что Вы нацелены только на сотрудничество и верите, что всё будет хорошо. Это очень важно, чтобы не испортить отношения. Потому что отношение учителя к Вам автоматически переносится на отношение учителя к ребёнку. Вероятнее всего, учитель «сбавит обороты» – ведь ему с вами еще 3 года вместе работать.
Возможен и обратный вариант: ребёнок считает учителя злым просто потому, что учитель требователен. Если у ребёнка никогда не было никаких авторитетов, кроме родителей, он может воспринимать учителя как «злого».
В таком случае воспитательный момент ложится на плечи родителя. Придётся объяснить ребёнку, что слушаться надо не только маму, но и учителя, который желает ребёнку только добра. Причём, вероятнее всего, объяснять это нужно будет не один раз, мягко и с пониманием чувств ребёнка.
«Мне скучно!»
Всё более распространенной становится ситуация, когда ребёнок приходит в школу, а ему там неинтересно. Потому что он всё знает. Потому что с мамой или бабушкой он не просто прошёл весь алфавит, а уже прочёл все сказки и может написать по ним краткое изложение.
Что делать?
Если ваш малыш ходит в школу, как на каторгу, которую надо «отсидеть», необходимо попросить учителя об увеличении нагрузки. Вряд ли учитель захочет заниматься с одарённым ребёнком по специальной программе (хотя и такое возможно), но в любом случае учитель может нагрузить ребёнка дополнительными социальными обязанностями.
Например, попросит собрать тетради в конце урока, записать вместо учителя на доске условия задачи.
Причиной того, что ребёнку скучно на уроках, может бы и то, что он не понимает материал, что у него что-то не получается. Ведь известно, что нам нравится то, что у нас получается. И в этом случае родители должны обязательно разобраться, что не понятно ребёнку, в чём он испытывает сложность. Нужно обязательно поговорить с учителем и, возможно, договориться о нескольких индивидуальных занятиях с ребёнком, чтобы он лучше понимал материал.
Как узнать причину?
Чтобы выяснить, какая причина кроется в том, что ребёнок идёт в школу с нежеланием – Вам обязательно нужно разговаривать с ребёнком.
Старайтесь не расспрашивать в лоб: «Что тебе там не нравится», а подходить «издалека»: «Иногда бывает так, что не удаётся подружиться с кем-то, такое бывает…а кто тебе нравится в классе?» или «Когда я ходила в первый класс, мне очень повезло с учителем, её все любили.. а ребятам в классе нравится Ваша учительница?».
То есть, Вы начинаете предложение с констатации какого-то факта или делитесь своим опытом, говорите, что бывают такие ситуации, а потом осторожно уточняете мнение ребёнка на этот счёт.
Всего Вам доброго и успехов!