ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
12 дек. 2019
Развиваем фонематический слух10 дек. 2019
Синдром дефицита внимания и гиперактивности9 дек. 2019
Гимнастика для глазНередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.
Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и особенностях восприятия ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме – словесно-логическому. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.
Предлагаем вам выполнить логические занимательные упражнения с ребёнком, в ходе которых дошкольнику потребуется использовать развёрнутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства. При выполнении заданий активизируются внимание, память, воображение и творческие способности ребёнка.
Закончить предложение, используя союз потому что. К началу каждой фразы подобрать по 2 возможных варианта ее продолжения.
Мама улыбнулась, потому что … …..
Мальчик быстро бежал к школе, потому что… …..
Бабушка выключила телевизор… …..
Кот выгнул спину и зашипел… …..
Машины резко затормозили… …
У Саши заболели глаза… …..
Стая ворон поднялась над полем ….
Рассказать, во что превратится.
Стул без спинки –
Чашка без ручки –
Мороженое без холодильника –
Диван без спинки –
Дерево без веток –
Окно без стёкол –
Сад без деревьев –
Выбрать предмет, который отличается от остальных. Подробно рассказать, в чём отличие.
Велосипед – коньки – санки – лыжи.
Курица – сосиска – сыр – колбаса.
Ложка – вилка – нож – ножницы.
Снежинка – мороженое – горячий чай – сосулька.
Пример: снег, сосулька, мороженое всегда холодные, а чашка чая, от которой поднимается пар – горячая.
Подробно рассказать, чем отличаются.
Самолёт и птица –
Река и озеро –
Кукла и девочка –
Солнце и луна –
Столб и дерево –
Зонт и крыша –
Объяснить – в чём ошибка?
Ручеёк шире реки.
Самолёт движется медленнее машины.
Черепаха ползает быстрее змеи.
Петя собрал поганок больше, чем грибов.
У зайца ушей больше, чем у медведя.
Выбрать (с учётом выделенного признака) из трёх предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.
ЦВЕТ
Цыплёнок, лимон, василёк.
Огурец, морковь, трава.
Халат врача, помидор, снег.
ВКУС
Конфета, картошка, варенье.
Клубника, вишня, лук.
Торт, селёдка, мороженое.
Чеснок, огурец, морковь.
ВЕЛИЧИНА
Бегемот, муравей, слон.
Ванна, миска, тарелка.
Дом, карандаш, ложка.
Море, лужа, аквариум.
Для детей с проблемами в речевом развитии некоторые задания могут показаться сложными. Однако, если взрослый вдумается сам, а затем полно и подробно объяснит ребёнку цель и способы работы, дальнейшее выполнение упражнения будет для малыша понятным и доступным. Предложенные задания помогут существенно пополнить активный словарный запас и повысить содержательность, логичность, точность высказываний. Дети с нарушением произношения нередко говорят фонетически чисто только под наблюдением взрослого, а без такового возвращаются к дефектной речи. Для них мы рекомендуем использовать данные упражнения на заключительном этапе автоматизации правильного произношения.
Если взрослые сконцентрируются на точности, чёткости и полноте формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления — речи, то оба эти процесса получат дополнительное развитие. Успехов вам!
Литература:
Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. – М.: Национальный книжный центр, 2014.
Учитель-логопед Большакова М.И.