ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
12 дек. 2019
Развиваем фонематический слух10 дек. 2019
Синдром дефицита внимания и гиперактивности9 дек. 2019
Гимнастика для глазУважаемые родители!
Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие.
Знайте!
- Уровни понимания речи у детей могут быть различны: от самого низкого, при котором ребёнок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов (например, различение единственного и множественного числа существительных).
- Некоторые неговорящие дети могут понимать значения простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов (например, на столе, в столе, под столом). Они владеют довольно большим пассивным словарём, они способны по просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания, выраженные словесно. О таких детях родители обычно говорят, что они всё понимают, только не говорят.
- У других же детей понимание речи весьма ограниченно. Но даже тогда, когда создаётся впечатление, что ребёнок хорошо воспринимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительными обследованиями удаётся установить ограниченность понимания речи в сравнении со здоровыми детьми того же возраста.
Это важно!
- Первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями (то есть первичное понимание речи) образуются у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением 1 предмета, который оно обозначает.
- Необходимым условием для развития понимания речи является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Нарушения зрительного и слухового восприятия в значительной степени задерживают развитие понимания речи.
- Важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи у детей, является развитие кожно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создаётся благодаря зрительно-моторной координации. Ребёнок лучше запоминает названия тех предметов, которыми он активно манипулирует.
Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?
В первую очередь необходимо определить уровень понимания ребёнком обращенной речи.
Уровень | Характеристика понимания речи | Нормативный показатель |
I | У ребёнка выражено речевое внимание, он прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса | 3–6 мес. |
II | Ребёнок понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. | 6–10 мес. |
III | Ребёнок понимает названия отдельных предметов и игрушек: - понимает только названия предметов и игрушек; - узнаёт их на картинках; - узнаёт их на сюжетной картинке |
10–12 мес. 12–14 мес. 15–18 мес. |
IV | Ребёнок понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и др. - понимает двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т.д.; - понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации, начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чём ты сидишь?», «Во что играешь?» | 2 года 2 года 6 мес. |
V | Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки | 2 года 6 мес. – 3 года |
VI | Ребёнок понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации | к 4 годам |
Приёмы развития понимания речи.
Если ребёнок неговорящий? Если неговорящий ребёнок имеет низкий уровень понимания речи, то в первую очередь нужно начинать работу именно в этом направлении. Только при достаточно хорошем понимании живой речи (без гаджета) ребёнок может начать говорить.
На первом этапе доречевого развития используются следующие приёмы развития понимания речи:
- запоминание названий простых движений (ладушки, до свидания, дай руку, нельзя, дай, на) и выполнение этих движений по словам;
- игры-развлечения: прятки, коза-коза, ку-ку, сорока;
- умение по слову найти предмет, игрушку;
- нахождение данной игрушки среди двух-трёх,
- узнавание себя и других детей по имени;
- запоминание названия некоторых окружающих предметов;
- формирование обобщающих понятий: «собака» – резиновая, пластмассовая, плюшевая, надувная, изображённая на картинке, то есть одним словом обозначаются предметы различной фактуры, цвета, величины, но одинаковые по своим существенным признакам;
- выбор игрушки по просьбе взрослого «дай»;
- выполнение действия с предметами, названия которых детям известны.
Помните! В ходе дальнейшего развития понимания речи детьми в первую очередь необходимо называть те предметы, на которых ребёнок сосредоточил своё внимание, и те действия, которые его привлекают!
Поэтапное расширение объёма понимания речи:
- Развитие понимания названий предметов и действий в той ситуации, в которой ребёнок находится (игры «Одень куклу», «Строим башню»).
- Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок.
- Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).
- Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьёт, сидит, спит, бежит).
- Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит?»).
- Обучение пониманию вопросов: Где? Куда? Откуда? На чём? – для выяснения местонахождения предметов.
- Обучение пониманию вопросов: Что? Кого? (У кого?) – для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везёт мама?»).
- Обучение пониманию вопроса Чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).
- Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах?» и т.д.).
- Выполнение действий в определённой последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).
- Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (игра «Поручение»).
Литература:
- Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. Основы дошкольной логопедии. Учебник. Эксмо, 2015.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений./ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.
Елисеева Л.М., учитель-дефектолог.