ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
12 дек. 2019
Развиваем фонематический слух10 дек. 2019
Синдром дефицита внимания и гиперактивности9 дек. 2019
Гимнастика для глазТочно так же, как невозможно жить без тревоги, так же невозможно жить без состояния стресса. Понятие "стресс" было введено канадским физиологом Г.Селье при описании адаптационного синдрома. "Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации"[1].
В настоящее время становится понятным, что невозможно жить без стрессов, так как наш организм, наша психика готовится к выполнению какой-то деятельности, переживанию, это в любом случае связано с состоянием напряжения. Однако различная стрессоустойчивость (способность мобилизоваться в сложной ситуации) людей определяет, будет ли это состояние положительно влиять на деятельность или способно вызвать дезорганизацию, ступор. Школьные нагрузки – физические, психологические, эмоциональные – неизбежно связаны с возникновением стресса. Вопрос в том, как это состояние влияет на каждого из детей.
Приведём отрывок из книги австрийского психолога Г.Эберлейн "Страхи здоровых детей", чтобы ещё раз отметить некоторый международный характер школьных стрессов. "Некоторые [дети] уже к середине дня оказываются переутомлёнными, потому что школа для них является стрессогенным фактором. Дорога в школу в городах требует от них повышенного внимания. На протяжении дня у них не бывает полного расслабления (отсутствует лес, луг, ежедневные связи с природой, из которых черпаются спокойствие и сила духа). Некоторые дети не веселы уже по утрам, выглядят переутомлёнными, у них появляются головные боли и боли в области живота. Часто у таких детей нарушается сон. Страх перед предстоящей работой в классе столь велик, что ребёнок в решающие дни совсем не может идти в школу"[2].
Реакция на продолжительную психогенную ситуацию развёртывается по известному механизму стресса: первоначально наблюдается рост напряжения, стимулирующий привычные схемы решения проблемы; в случае их малой эффективности наблюдается мобилизация всех внутренних и внешних источников; при неуспехе возникает тревога, депрессия.
По данным А.С.Спиваковской, в детском возрасте значительно большее патогенное значение имеют не острые, а затяжные психические травмы. Хронические травмы, или психотравмирующие ситуации, – это относительно слабые, но длительно действующие и многократно повторяющиеся раздражители[3].
Порой педагоги, сами того не желая и не осознавая, провоцируют стрессы у детей, когда требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых из них являются непосильными. Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей конкретного ребёнка может стать причиной негативных психических состояний учащихся, различных школьных фобий (ребёнок боится идти в школу, отвечать у доски и т.п.)[4].
Склонные к сотрудничеству, уступчивые дети также страдают от стрессов в школе, хотя не проявляют отрицательных эмоций. Для них намного полезнее выражать свои эмоции, а не прятать их внутрь. Но для этого ребёнок должен знать, что за проявление чувств не поругают, а также должен уметь эти чувства выражать оптимально, уметь их называть, проговаривать.
[1] Стресс // Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика, 1996. С. 371.
[2] Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. С. 72.
[3] Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.
[4] Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2. С. 83.
Грибанова Е.В., психолог.