Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Первоклассники, которым трудно в школе.

23 марта 2015, 06:02:00

I. ЧТО С МОИМ РЕБЁНКОМ?

Что такое "трудный" ребёнок и как это проявля­ется в совсем маленьком ребёнке? Что заставляет вол­новаться родителей, беспокоиться бабушек и деду­шек, а самое главное – травмирует ребёнка, который только-только ступил на трудный путь учения?

Характерными признаками ребёнка, медленно чи­тающего, долго думающего, со слабой памятью явля­ется его неумение сосредоточиться на задании, неу­мение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Если родители дадут такому ребёнку задание: "Саша, возьми левой рукой чашку, которая стоит на второй полке в буфете, и налей в нее чай", то сразу обнаружится, что ребёнок удерживает в памяти, может ли он услышать и понять такую инструкцию, и как он её выполнит. Нередко дети улавливают только суть ("налить чай") или на­чало задания ("...возьми чашку..."), детали же пропу­скают. А это значит – ребёнок невнимателен, что и влечёт за собой цепочку неуспехов и неудач: по мате­матике – он не понимает условие задачи, т.к. не услышал весь текст задачи; по русскому языку – ошибки, пропуски букв, перестановки, недописывание до конца слов, фраз и пр. И это не потому, что он "неспособный", а лишь по той причине, что не успе­вает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции.

Он не может слитно читать, читает буквы, слоги, потом проговаривает слово и лишь после этого в состоянии понять прочи­танное. Или читает про себя, соединяя буквы в слоги, а слоги в слова, а затем читает вслух. У таких детей существуют разные варианты прочтения слов. Суть одна – они читают медленнее других, а это влечёт за собой ряд проблем в последующем обучении.

Такого ребёнка отличает неспособность просле­живать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способ­ность классифицировать информацию и опыт, умение пользоваться знаниями. Часто у детей отмечается и недостаточное развитие моторной координации, на­рушение статического равновесия, неловкость мел­кой моторики пальцев рук. Иногда руки ребёнка не­достаточно тренированы, что вызывает сложности при работе с бумагой и клеем, ножницами. Эти осо­бенности ребёнка приводят к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от дру­гих, к потребности в помощи.

Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребёнку преодолеть трудности, чтобы ребёнок не закомплексовал на них, чтобы он не потерял интереса к учению.

Если ребёнок теряет любознательность, это огра­ничивает возможности его развития. Стремление ребёнка к познанию такая же необходимость как голод и жажда. А скука – самое неприемлемое состояние для него. Увлеченный чем-либо ребёнок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение.

Как правило, именно учителя первыми замечают проблемы ребёнка, хотя родители могут их предви­деть. Зачастую родители не согласны считать своего ребёнка "трудным", перекладывая ответственность при неуспехах ребёнка на учителя и школу. Многие родители считают, что ребёнок сам справится с затруднениями. Такая позиция невмешательства невер­на и опасна.

У маленького ребёнка желаемые результаты его деятельности зависят от того, как он ориентируется, изучает окружающую обстановку, какими навыками он владеет. Так же важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родителям совсем несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные "почему".

Тем, кто воспитывает "трудных" детей, необходи­мо присмотреться к своей собственной реакции на ребёнка. Какие аспекты поведения ребёнка Вас бес­покоят и почему? Что в его поведении вызывает улыбку, одобрительный взгляд? О каких его достижениях (а не неудачах) с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные ма­лыши?

А как легкомысленны могут быть мамы и папы, отметая проблемы ребёнка на том основании, что са­ми они были такие же, и никто их не учил, и ничего – научились.

Общеизвестна и обычно вызывает снисходитель­ную усмешку способность бабушек и дедушек бало­вать внуков, но если бы они задумались, как много могут в воспитании поставить с ног на голову, жалея ребёнка, стараясь ему помочь. Очень часто в процессе подготовки уроков они не учат ребёнка искать реше­ние, а сами за него это делают, оставляя малышу лишь механическую работу: переписать уже исправленный текст, сосчитать уже определенные величины, обве­сти рисунок и т.д. Родителям и родным следовало бы избегать такой "помощи".

При общении с ребёнком родители должны прини­мать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение, и время суток, и погоду. Все эти факторы влияют на ребёнка сильнее, чем на нас с вами. Только малыш не может понять, что с ним.

Родители должны ответить себе на вопрос: "Что с моим ребёнком? Что они видят и ценят в ребёнке? Что у него не ладится? Как я могу помочь ему?"

 II. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ.

1. Подумайте, за что вы любите своего ребёнка, чем он вам дорог, что он умеет делать, и на это обращайте постоянно своё и его внимание. Хвалите его за самую маленькую победу. Дайте ему постоянное ощущение, что он любимый ребёнок, несмотря на его неудачи и неуспехи.

2. Будьте честными. Дети очень чувствительны ко лжи. Своим обманом вы поощряете к этому детей.

3. Оценивайте уровень развития успехов ребёнка. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощряйте за них.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребён­ке и понять, почему это с ним происходит, в чём причина.

6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не за­ставляйте его делать именно так, как вы считаете нужным. Дайте ему свободу самостоятельного поступка, ограниченную вашим тактичным контролем.

7. Никогда не оправдывайте свой крик на ребёнка, невозможность оказать ему помощь, внимание занятостью, делами по дому, на работе. Разве он виноват в том, что его мама, папа, бабушка – все заняты и никому нет дела до него? Он ведь такой маленький и беззащитный перед вами. Он – ваше творение. Так будьте вместе с ним, а не врозь!

8. Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребёнком работа (игра, рисование, чтение книжки...) была доведена им до определенного завершения: дорисовал рисунок, дочитал страницу книги и т.д. Учите дово­дить начатое дело до конца! Это очень организует малыша и легко ему даётся. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребёнок привыкнет "переска­кивать" с одного дела на другое, с одной книги на другую. Надо уметь дозировать работу, учитывать её труд­ность. Сознание выполненного дела доставляет ре­бёнку большую радость, особенно если вы это отме­тите: "Как, ты уже все прочитал, написал (убрал игрушки, нарисовал...)? Какой ты у меня молодец!" Повторение "ситуации радости" будет вызывать у него желание завершить начатое дело. Если же ребёнок не хочет доводить дело до конца – сядьте с ним и помогите. Для этого требуется 1-2 минуты и ваше участие: "Да­вай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это мо­жешь делать!"

9. Когда мы задаёмся вопросом, что самое желан­ное для маленького ученика, мы понимаем, что это внимание любимых родителей, и, особенно, доброе внимание, являющееся важным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обраща­ют внимание в общении со своим ребёнком.

Одним из сильнейших мотивов поведения ребёнка является желание сделать так, чтобы его родители заметили, похвалили то, что он сделал. Ребёнку нуж­на похвала родителей. И еще одно. Он хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребёнок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив – его очень ранят высказывания, замечания по поводу его неуспехов.

10. Очень важно научить ребёнка распределять своё время, планировать, что и когда он будет делать. Для этого полезно завести дневник и дать ребёнку возможность в течение недели пронаблюдать, как он проводит свои часы и минуты. (Было бы неплохо, если бы для начала, и вы просчитали свое время: на что оно уходит, чтобы выяснить ваши приоритеты.) Этот дневник поможет вам узнать перегрузку ребёнка, его свободные паузы, резерв времени, который вам и по­надобится. Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы нача­тое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершилось.

Об­щаясь с ребёнком, следуйте этим советам и всё у него наладится!

Литература: Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. «Как научить ребёнка думать и говорить». М: НПФ «Унисерв»1993.