Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Как провести лето с пользой.

2 июля 2015, 00:00:00

Дорогие родители! Дружный коллектив нашей психолого-медико-педагогической  комиссии  рад поздравить всех вас  с наступлением лета – долгожданной  поры отпусков.  Для детей лето – это неограниченный  кладезь  возможностей  и  новых  идей, проведите его вместе с максимальной пользой для ребёнка. Для того, чтобы помочь вам в этом, мы приготовили для вас небольшие  памятки-рекомендации, которые можно распечатать и взять с собой, например, в дорогу.

Игры между делом

1. «Абракадабра» (от 3 лет).

Игра развивает внимание, закладывает навыки грамотного письма и хорошей дикции.

Дети должны вслед за взрослым повторить звуковую цепочку. Например: «са-сы-су, ро-ры-ру, па-пы-пу, фо-фы-фу» и так далее.

Постепенно можно увеличивать цепочку слогов. Играть можно в любом тихом месте. Можно сопровождать звуки разными телодвижениями.

Придумывать такие звуковые цепочки может как взрослый, так и сам ребёнок.

2. «Зашифрованное слово». Игра подходит для детей, которые умеют читать хотя бы по слогам. (приблизительно от 5 лет).

Эта игра поможет заложить и закрепить навыки выделения отдельных звуков в слове, деления слов на слоги, а также расширить словарный запас ребёнка.

Для начала возьмите самые простые короткие слова, например: «луна – утка – кот». Складываем первые буквы и получаем слово «лук».

Сначала можно для наглядности использовать ручку и листок. Благодаря этому у ребёнка будет развиваться и зрительная память. Первые буквы слов можно выделить отдельным цветом или обвести в кружок. Затем можно усложнить игру и выполнять игровые действия на слух.

3. «Четвёртый лишний» (от 3 лет).

Эта игра развивает мышление, воображение, навыки обобщения.

Вы должны придумать и озвучить ребёнку четыре слова. Три из них, подходящих друг другу по какому-либо признаку, и одно, которое совсем не подходит. Например: «корова, собака, лиса, лошадь». Затем спросить у ребёнка, какое слово лишнее, не подходит к остальным. В данном примере это слово «лиса», потому что лиса – дикое животное, а корова, лошадь и собака – домашние животные. Признаки, по которым вы объединяете слова, можно усложнять и упрощать в зависимости от возраста и уровня развития ребёнка. Можно поменяться с ребёнком ролями (ребёнок придумывает, взрослый отгадывает).

4. «Наша сказка» (от 3 лет).

Игра развивает мышление, воображение.

В этой игре взрослый и ребёнок придумывают по очереди по одному предложению. В целом должна получиться общая сказка или история. Можно придумать половину сказки, затем предложить ребёнку придумать вторую половину. В конце можно попросить ребёнка вспомнить, что было в начале сказки, в середине. В игре могут принимать участие несколько членов семьи.

5. «Путаница» (от 3 лет).

Игра развивает зрительное и слуховое внимание.

Взрослый произносит слово «ухо» и берётся за ухо, произнося слово «нос» – за нос. Задача ребёнка – повторить действия. Далее взрослый начинает запутывать ребенка, «ошибаться». Например, говорит «нос», а берётся за ухо. Задача ребёнка – не сбиться. Затем можно поменяться ролями.

6. «Противоположности» (от 3 лет).

Игра расширяет словарный запас, помогает ребёнку учиться сопоставлять различные явления, предметы по признаку противоположности.

Взрослый называет: «Ночь». Ребенок должен ответить: «День».

Можно предложить такие варианты: солнце – луна, холодно – жарко, зима – лето, красивый – страшный и т.д.

7. «Да» и «нет» не говорить» (от 4 лет).

Эта игра поможет ребёнку научиться контролировать свою речь и давать развёрнутые ответы на вопросы.

Взрослый задает ребёнку вопросы, побуждающие односложно ответить «да» или «нет». Например: «Ты любишь мороженое?». По правилам нельзя произносить слова: «да», «нет». По мере освоения ребёнком правил игры, можно предложить ему быть ведущим.

8. «Успей сосчитать» (от 5 лет).

Игра помогает закрепить навыки счёта, развивает внимание.

Эта игра подходит больше для поездок в машине.

Взрослый должен обратить внимание ребенка на то, что происходит вокруг, и задать вопросы, например: «Сколько фонарных столбов от этого светофора до следующего?», «Сколько магазинов?», «Сколько проедет навстречу красных машин в течение 5 минут?». Или остановившись на светофоре, можно задать вопросы: «Сколько этажей в этом доме?», «Сколько людей вокруг в белой одежде?» и т.д.

9. «Отгадай число» (от 5 лет).

Игра поможет закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Вы загадываете число в пределах 10 и просите ребёнка отгадать. При этом подсказываете ребёнку, больше оно или меньше того, которое  он называет, пытаясь отгадать. Затем поменяйтесь с ребёнком ролями.

Презентация "Как развивать речь дошкольников в летний период", учитель-логопед Шилова М.А.

Составитель: учитель-дефектолог  Султанова Светлана Рифкатовна.