ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
12 дек. 2019
Развиваем фонематический слух10 дек. 2019
Синдром дефицита внимания и гиперактивностиДля успешного обучения должен быть сформирован навык чтения и письма. Процесс чтения, также как и процесс письма, сложный, интегральный, мультимодальный, то есть процесс, в котором есть много составляющих. Процесс понимания – это следующий этап чистой технологии чтения. Вначале ребёнок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если не сформировать технику чтения, процесс понимания уходит, возникает, так называемое механическое чтение.
Речь идет сегодня о том, как читают, о качестве чтения.
Чтение на своём первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, наш известный психолог Б.Д.Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребёнок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая это буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребёнок сможет опознать слог. А эти этапы ребёнок проходит достаточно долго.
Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстро. Информационная насыщенность, тот темп, который мы даём ребёнку, вырос неимоверно. А возможности ребёнка остались теми же.
Этапы формирования навыка чтения
Первый этап – аналитический. Это вычленение элемента и овладение элементами отдельных действий в процессе чтения. Эта структура понимания входит в структуру деятельности при чтении.
Второй этап – синтетический, когда объединяются отдельные действия, например, когда ребёнок уже не столь напряжённо фиксирует своё внимание на определении того, какая это буква. Процесс чтения требует определённого уровня развития произвольной регуляции деятельности.
Третий этап – когда выполняется сформированная целостная деятельность, когда и буквы дифференцируются быстро, и происходит слияние, когда ребёнок прочитывает слово и понимает его смысл. Но это третий этап, и автоматизирован он становится к 9-10 годам. До этого всё, что ребёнок может сделать, возможно, но возможно в медленном темпе, естественном для ребёнка темпе деятельности.
А можно ли сразу учить ребёнка читать про себя? Сразу нельзя. И есть гениальный в своей простоте опыт Александра Романовича Лурия и нашего психолога Евгения Васильевича Гурьянова, которые показали, что у детей 1-2 класса, если мы снимаем артикуляцию во время диктанта, не позволяем им проговаривать, количество ошибок при письме возрастает до 7 раз. То есть на первых этапах обучения чтению и письму, когда очень важен звуко-буквенный анализ, очень важно проговаривание. Мы не имеет права учить ребёнка читать про себя. Но примерно с 3 класса, может быть, индивидуально, может быть, в очень медленном темпе ребёнка нужно учить переходить на чтение про себя. А это другой механизм чтения. Это информация, подаваемая на зрительный анализатор, это происходит совершенно иначе.
Итак, первый, второй и третий этапы формирования навыка чтения ребёнок проходит в своём индивидуальном темпе. Если мы нарушаем первый этап, тогда нам очень сложно говорить о формировании второго и третьего. На первом этапе отслеживается каждый элемент буквы. На первом этапе родители часто говорят: буквы знает, читать не хочет. Не не хочет, еще не может! Только к 9-10 годам сформировываются механизмы произвольной регуляции деятельности, организации внимания. Ведь для того, чтобы сосредоточиться, для того, чтобы дифференцировать, нужно не отвлекаться. Нужно сконцентрировать внимание.
Если говорить, что очень важно, какие функции имеют первостепенное значение, чтобы навык чтения сформировался, я бы выделила две главные – это зрительно-пространственная ориентировка и организация внимания. До тех пор, пока у ребёнка нет организации внимания, он читать не будет, но, естественно, и хорошая рабочая память, иначе не будет понимания.
Азбука выстроена так, что формируются все функции, необходимые для этого процесса, от артикуляционных упражнений до пальчиковой гимнастики. Всё в игре, в непродолжительной работе, деятельности, интересной, адекватной возрасту. Если процесс подготовки ребёнка выстроен адекватно, ребёнок обязательно зачитает, будет читать правильно, с удовольствием. Если механизм чтения сформирован неверно, сломать его практически невозможно.
Причины, обуславливающие трудности при обучении чтению и письму:
- Неблагоприятные экологические условия, в которых растёт и развивается ребёнок. Эти неблагоприятные условия часто становятся причиной не очень хорошего здоровья мамы, причиной патологии беременности и родов, в результате чего рождается ребёнок с дисфункцией развития мозга.
- Социально-экономические и социокультурные условия. Социокультурные условия развития очень влияют на развитие ребёнка до школы и во многом определяют проблемы, которые могут возникнуть у него в школе. Мы прекрасно понимаем, что многие проблемы – это не проблемы детей возраста 6-7 лет, а это проблемы его раннего развития. Чем раньше мы поймём, чем мы можем помочь ребёнку, тем эффективнее может быть результат. Форсированное обучение ребёнка на этапе дошкольного возраста не стимулирует развитие, а может затормозить его. Необходимо это очень хорошо понимать. Всё, что мы требуем от ребёнка, должно быть адекватно его возрасту.
- Школьные факторы риска. Прежде всего, это стресс, и стресс не межличностных отношений, а стресс ограничения времени. Стресс ограничения времени при формировании этих навыков. Быстрее читай, быстрее думай – это стресс, который самым пагубным образом действует и на учебные достижения, тормозит их, но, самое главное, что он вызывает сначала пограничные нарушения психического здоровья, потом психосоматические заболевания и ухудшает физическое состояние ребёнка. Второй фактор – высокая интенсификация учебного процесса. Одно связано с другим. Мы устраиваем гонку оттого, что интенсифицирован учебный процесс. Количество часов на обучение грамоте сократилось почти в 2 раза.
Группы риска:
- Часто болеющие дети.
- Медлительные дети – это дети с особой организацией нервной системы. У этих детей индивидуальный темп деятельности. Они медленнее включаются в работу, медленнее отключаются от предыдущей деятельности.
- Гиперактивные дети – значит, подвижные, импульсивные, чаще всего невнимательные. У этих детей нарушена организация деятельности, концентрация внимания, а для того, чтобы научиться читать, чтобы освоить первичную технологию чтения, нужно уметь сконцентрировать внимание. Как правило, у гиперактивных детей много ошибок при чтении, педагоги говорят, что они торопятся, перескакивают, пропускают слова, часто путают буквы близкие по конфигурации и т.п.
- Дети из социально неблагополучных семей – это особая когорта детей, которые порой лишены возможности обучаться чтению.
Трудности чтения может вызвать большой комплекс причин, и чаще всего все эти причины мы наблюдаем в сочетании.
Для успешного формирования правильного навыка чтения и письма необходимо тесное сотрудничество с ребёнком и родителями большого количества самых разных специалистов – учителей начальных классов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, врачей.
По материалам сайта РГДБ, Безруких М.М.,«Формирование навыков чтения и письма у детей».
Для родителей подготовила: учитель-логопед ГПМПК Матвеева М.В.