Рост количества и качества знаний
будет способствовать стиранию границ
между различными направлениями науки.
В. И. Вернадский
Интеграция – одна из актуальных проблем современного ДОУ.
Интеграция – это личностная направленность обучения детей дошкольного возраста.
Интеграция – это значительный выигрыш во времени для самостоятельной деятельности и предотвращения последствий перегрузки от огромного объёма знаний.
Интеграция – это объединение педагогического коллектива на стимулирование к поиску новых методов, форм взаимодействия в получении качественного нового результата.
Интеграция – это взаимодействие субъектов образования на организацию и осуществление поисковой деятельности, самостоятельное добывание знаний.
Интеграция – это не дань моде, а необходимость в реализации ФГОС ДО. К такому выводу пришёл педагогический коллектив МБДОУ №20, заканчивая свою работу по инновационной теме: «Интегративный подход к целостному развитию личности ребёнка».
30 марта коллектив педагогов пригласил к себе коллег в учреждение на третью ступень городского методического трёхступенчатого семинара, чтобы показать им, как интегративный подход помогает:
формировать целостную картину мира;
осмыслить образы при восприятии действительности;
усилить мотивацию усвоения материала и сделать её более значимой при подведении итогов;
создать атмосферу для развития и проявления личностных и творческих качеств воспитанников.
Собравшие увидели, что особую роль в интеграции играют художественная литература, образное мышление, сенсорное представление об объекте, ознакомление с окружающим миром, искусство…
Видный Российский педагог и психолог П.Ф. Каптерев (1849–1922) писал, что эстетическому развитию служат средства двух родов: созерцательные и деятельные. Деятельные средства надо предпочесть созерцательным. Они лучше вводят в мир прекрасного, с их помощью сам ребёнок становится творцом красоты. Отсюда и механизм интеграции – образ, который создаётся средствами разных видов искусства: слово, движение, рисунок, мелодия.
На занятиях гости:
Познакомились с оригинальным приёмом понимания научной картины мира «Почему бежит кругом вода, нет ни снега, нет ни льда…»;
увидели разные краски, которыми можно рисовать: природа – белыми, снежными, а дети – мыльными пузырями;
побывали на дне морском и увидели красоту подводного мира, разгадали три загадки дельфина: дельфин – цирковой артист, профессиональный лекарь и верный друг человека;
послушали «песочные сказочки» и отгадали «мокрые загадочки»;
отправились в страну волшебного слова «АКВА» и послушали необыкновенный оркестр «Водяного королевства».
На протяжении всех видов занимательной деятельности дети рассуждали, сравнивали, объясняли новые слова, выстраивали аналогии, устанавливали причинно-следственные связи, выделяли характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, анализировали, делали простейшие обобщения, описывали объекты, вели диалог, сравнивали свои чувства с чувствами животных…
Коллеги поблагодарили педагогический коллектив за интересные идеи, оригинальные приёмы, позитивный творческий опыт, который подтверждают слова В.А.Сухомлинского, что «Игра – огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», а интегративный подход помогает педагогу объединить впечатления, обогатить содержание детского творчества через взаимосвязь и взаимопроникновение образовательных областей, стереть их границы, чтобы понять целостную картину мира.
Осинцева Е.А., методист МБУ «ЦОДОУ».