Именно обучение взрослых, а не
детей, может спасти мир от разрушения…
Герберт Джордж Уэллс
18 декабря в МБУ «ЦОДОУ» состоялся V городской фестиваль «Радуга педагогического творчества», посвящённый Году добровольца (волонтёра) в России. Это заключительное методическое мероприятие по праву можно назвать фестивалем добрых дел детей при активном взаимодействии педагогов и родителей.
Открытием семинара стал авторский фильм «Твори добро» (МБДОУ №20), где подведены итоги социальной активности детей-волонтёров в событиях общественной жизни города и доступной культуротворческой деятельности субъектов образовательного процесса. Гимном звучали слова песни: «Всех нужнее и дороже, всех доверчивей и строже в этом мире доброта». Собравшиеся увидели добрые дела воспитанников: трудовой десант «Помоги зимующим птицам», патриотическую акцию «Рейд милосердия», конкурс рисунков «Дорогою добра», гуманистические акции «Поможем нашим друзьям меньшим» и «Подари радость». Добровольчество с раннего возраста
- закладывает базовые основы человеческой культуры - «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится» (Ч.Айтматов), только «Добрые дела красят человека»;
- формирует особую внутреннюю позицию каждого ребёнка-волонтёра – «Добро не наука, а действие» (Ромен Ролан), «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное» (Платон);
- определяет мотивационно-ценностные отношения к окружающему миру, людям – «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Д.Дидро), «Пусть мы не сможем спасти всех, кого бы нам хотелось. Но мы спасём намного больше, чем те, кто даже не пытается» (П.Скотт).
Пятый фестиваль – это одно из самых ярких запоминающихся методических событий, раскрывает секреты мастерства и педагогические находки выступающих, демонстрирует оригинальность и глубину содержания собственных наработок.
Гуторова Л.А. (МБДОУ №3) показала, что дружба в раннем возрасте – это целый мир тайн и секретов, выдумок и проказов, радостей и огорчений. И задача взрослых состоит в том, чтобы направить детей на дружбу, вызвать симпатию к ближнему, научить каждого ребёнка быть хорошим другом. Известно, что у малышей дружеские отношения очень хрупкие: быстро устанавливаются и так же быстро прерываются. Для этого нужна своя технология на создание дружного коллектива малышей, где есть установленные «Правила дружбы» и пути решения споров и конфликтов. Яркое и увлекательное средство в усвоении правил дружбы - это мультфильмы:
- «Теремок» по В. Сутееву – «Любое дело спорится, когда делаешь его вместе со своими друзьями».
- «Под грибом» по В. Сутееву - «От грозы вас сердце доброе укрыло, от врага дружба крепкая спасла».
- «Самый большой друг» по С. Прокофьевой – «Неважно как выглядит твой друг – большой он или маленький, сильный или слабый, главное - что у друга внутри, его личные качества, такие как смелость, отвага, доброта, отзывчивость».
- «Мой друг зонтик» по Г.Сапгиру - вместе всё делать интересней: гулять, играть, придумывать разные истории, радоваться.
Павлова Г.В. (МБДОУ № 20) продолжила работу коллеги по формированию гармонично развитой личности, духовно богатой, интеллектуально и физически развитой, используя многообразную деятельность по идее мультфильмов:
- иметь друзей, самому быть верным другом и уметь сорадоваться успехам, счастью других («По дороге с облаками», «Цветик-Семицветик», «Бременские музыканты», «Фунтик», «Мешок яблок», «Просто так», «Крепыш», «Мой друг зонтик»);
- защищать слабого и прийти на помощь в трудную минуту («Мешок яблок», «Большой Ух», «Цветик-Семицветик», «Подарок для самого слабого», «Гуси-Лебеди»);
- быть добрым и вежливым («Поросёнок Чуня», «Мой друг зонтик»);
- проявлять альтруизм, щедрость и доброту («Просто так», «Цветик-Семицветик», «Мой друг зонтик», «Мешок Яблок»);
- заботиться о ближних, о младших, любить и уважать родителей, прислушиваться к их мудрым советам («Мамонтёнок», «Мешок яблок», «Крошка Енот», «Гуси-Лебеди»);
- уметь прощать, даже если причинили большое зло и проявлять великодушие («Сказка о царе Салтане», «Конёк-Горбунок»);
- быть тактичным, приветливым и гостеприимным («Винни Пух в гостях идёт в гости»).
Важнейшим принципом отбора мультфильмов для детей дошкольного возраста стали слова Папы Римского Иоанна Павла II: «Я бы порекомендовал всем родителям воспитывать детей на советских мультфильмах. Они самые гуманные и христианские в мире, полезны душе, потому что воспитывают в ребёнке сочувствие, покровительство немощным и доброту».
Востребованные нравственные качества в современном мире присуще каждому волонтёру-добровольцу, которые закладываются с детства.
Практические советы родителям «Читаем и смотрим всей семьёй» дала Сорокина О.Н.. (МБДОУ № 20), акцентируя внимание на том, что детство – это начало пути в чудесный мир книги и мультфильма, очень важно не упустить время в становлении ребёнка, как осознанного читателя и думающего зрителя. Педагогические рекомендации помогут родителям сделать книги и мультфильмы традицией семейного отдыха и душевного общения.
Мастер-класс «Сказка в развитии детского литературного творчества» - практический показ педагогам интерактивных методов обучения как эффективных средств развития творческой деятельности воспитанников. В основу мастер-класса легли ингушская сказка «Заяц и черепаха» и идеи Поповой Л.Ф. Провела мастер-класс Назаренко И.А., заместитель заведующего по УВР (МБДОУ № 20).
Фокус-группа в интерактивной форме с мастером работали над проблемой «Может ли черепаха обогнать зайца?» через методы творческого поиска и создание авторского продукта:
- Сравним с литературным аналогом И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и «Сделаем по-своему»;
- а) придумаем продолжение; б) изменим сюжет сказки про зайца и черепаху; в) изменим идею сказки; г) «Сочиним детям новые сказки, используя идеи из других произведений».
Вот один из вариантов педагогического творчества. Автор: Ружейникова Ольга Владимировна, воспитатель (МБДОУ № 20).
Вот и лето пролетело,
Стрекоза взялась за дело.
Себе шубу выбирала
Шапку, шарфик подыскала.
И сапожки на две ножки
В уши золоты серёжки.
Чтоб на сцену выходить,
Представленье заводить.
Зазывала муравья, но у него всегда дела
Надо дом построить тёплый
На дворе уж холода.
Наносить запасов много
Ведь огромная семья.
Представленье сорвалось
Зрителей не собралось.
Не надейся на авось.
И решила стрекоза
Быть дизайнером тогда.
Курсы махом одолела
С муравьём взялась за дело.
И теперь они вдвоём строят всем элитный дом.
Резюмируя вышесказанное, дружная команда педагогов выработала коллективный продукт на основе технологии «Синквейн». Мастер-класс «Фантазируй и придумывай, твори и играй!» - ЭТО…
Творчество.
Интересное, увлекательное.
Придумывать, играть, фантазировать.
Как здорово уметь творить!
Креативность.
Достаточно ёмкая и насыщенная программа Фестиваля, представляет собой комплекс методических видов деятельности, делает его уникальным средством в повышении профессиональной и родительской компетентности. Это ещё раз подтверждает его значимость и актуальность темы словами Герберта Д. Уэллса «Именно обучение взрослых … может спасти мир от разрушения».
Собравшиеся поблагодарили выступавших и организаторов дружным хором: «Большое спасибо».
Методические материалы:
- Буклет "Мутфильмы - союзники".
- Гуторова Л.А. Брошюра, декабрь 2018 г.
- Методический конструктор для практических заданий, мастер-класс.
- Практические советы родителям "Читаем и смотрим".
Осинцева Е.А., старший методист.