ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
12 дек. 2019
Развиваем фонематический слух10 дек. 2019
Синдром дефицита внимания и гиперактивностиПсихическое здоровье ребёнка является важной составляющей его здоровья в целом.
Это состояние полного душевного равновесия, умения владеть собой, проявляющееся ровным устойчивым настроением, способностью приспосабливаться к сложным ситуациям.
Возможны отклонения от нормального развития, которые могут наблюдаться у детей в любом возрасте. К нарушениям психического развития может привести любое патологическое воздействие на мозг ребёнка.
Это могут быть нарушения внутриутробного развития, связанные с тяжёлыми токсикозами беременности, токсоплазмозом, краснухой и другими инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения, патологией родов, вредными воздействиями в постнатальном периоде (гипербилирубинемия), частыми соматические заболеваниями, черепно-мозговыми травмами. К социально обусловленным видам отклонений развития относится педагогическая запущенность. Это задержка интеллектуального развития, обусловленная неблагоприятными условиями воспитания на ранних этапах развития.
У детей до 3 лет часто наблюдаются симптомы детской невропатии (капризность, беспокойный сон, метеозависимость) которые могут быть связаны с незрелостью вегетативной регуляции и повышенной нервно-психической возбудимостью.
В младенческом и детском возрасте у детей встречаются такие нарушения как расстройство приёма пищи, которые проявляются избирательностью в еде, частыми срыгиваниями, недостаточной прибавкой в весе.
В поведении ребёнка могут встречаться стереотипии – раскачивание тела, качание головой, накручивание волос перед засыпанием такие действия как кусание ногтей, сосание пальцев, мастурбация. При оформлении детей в детские дошкольные учреждения наблюдается расстройство привязанностей, которая проявляется в виде боязливости, настороженности, агрессии. Такие дети плохо откликаются на поддержку и утешение.
Часто наблюдается нарушение в развитии речи и языка. В данную группу включаются: задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР) I–III уровня; моторной алалией, моторной афазией, расстройством развития артикуляции.
В более старшем возрасте (4–10 лет), наблюдается созревание структур двигательного анализатора. Проявлениями нарушений в этом возрасте являются тики, заикание, энурез. Симптомы усиливаются после занятий на компьютере, школьных контрольных, просмотра телевизионных передач, игр на мобильных телефонах. Также отмечаются страхи, нарушения сна, вспышки агрессии и аутоагрессии.
Возраст 11–18 лет – период интенсивного психического и социального развития, физического и физиологического созревания с резкими качественными изменениями, происходящими в организме. У детей этого возраста могут наблюдаться невротические, связанные со стрессом, фобическое тревожное расстройство. У большинства невротические симптомы связаны со школьным обучением, проблемами в семье. У детей может отмечаться повышенная нервно-психическая истощаемость, со снижением активного внимания, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, частые головные боли, головокружения, вегетативные расстройства, нарушения поведения. Клинические проявления усиливалются к концу дня, а также при различных соматических заболеваниях.
В препубертатном и пубертатном возрасте являющемся переходным между детством и взрослостью акцентуируются некоторые свойства характера, которые повышают возможность развития отклоняющегося от нормы поведения. Нарушения поведения может проявляться совершением правонарушений (воровством драками). Наблюдаются и сверхценные увлечения и интересы, идеи мнимого уродства (нервная анорексия), реакции протеста. В этом возрасте чаще всего отмечается лабильность артериального давления, нарушения сна, головные боли, провоцируемые высокой школьной нагрузкой, усталостью, длительным эмоциональным напряжением, стрессовыми факторами. Проявления усиливаются к концу дня, а также при неблагоприятных метеорологических условиях.
Все описанные группы нарушений имеют большое значение для здоровья ребёнка в целом, для развития его личности и успешного обучения в школе любое из отмеченных проявлений является показанием для обращения к врачу.
Список литературы
- Буторина Н.Е. Резидуально-органический психосиндром в клинической психиатрии детского и подросткового возраста. − Челябинск: АТОКСО, 2008. − 30 с.
- Буторина Н.Е. Затяжные системные расстройства в детском возрасте (клиника, патогенез, терапия) / Н.Е.Буторина, К.Ю.Ретюнский. – Екатербург: «Экспресс – дизайн», 2005.– 280с.
- Буторина Н.Е. Полидисциплинарный подход и многоосевая классификационная система при диагностике резидуально-органического психосиндрома // Современные проблемы резидуально органических нервно-психических расстройств в детско-подростковом возрасте: Материалы научно-практической конференции / Под ред. проф. Н.Е. Буториной – Челябинск, 2004. – С. 16
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. изд. 2-е. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.
Лебедева Ирина Римовна, к.м.н., врач психиатр.