Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Проявления психических нарушений в детском возрасте.

29 декабря 2018, 11:16:44

Психическое здоровье ребёнка является важной составляющей его здоровья в целом.

Это состояние полного душевного равновесия, умения владеть собой, проявляющееся ровным устойчивым настроением, способностью приспосабливаться к сложным ситуациям.

Возможны отклонения от нормального развития, которые  могут наблюдаться у детей в любом возрасте. К  наруше­ниям психического развития  может привести любое патологическое воздействие на мозг ребёнка.

Это могут быть нарушения внутриутробного развития, связанные с тяжёлыми токсикозами беременности, токсоплазмозом, краснухой и другими инфекциями, различными интоксика­циями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения, патологией родов, вредными воздействиями в постнатальном периоде (гипербилирубинемия), частыми соматические заболеваниями, черепно-мозговыми травмами. К социально обусловленным видам откло­нений развития относится педагогическая запущенность. Это задержка интеллектуального развития, обусловленная неблагоприятны­ми условиями воспитания на ранних этапах раз­вития.

У детей до 3 лет часто наблюдаются симптомы детской невропатии (капризность, беспокойный сон, метеозависимость) которые могут быть связаны с  незрелостью вегетативной регуляции и повышенной нервно-психической возбудимостью.

В младенческом и детском возрасте у детей встречаются такие нарушения как расстройство приёма пищи, которые проявляются избирательностью в еде, частыми срыгиваниями, недостаточной прибавкой в весе.

В поведении ребёнка могут встречаться стереотипии – раскачивание тела, качание головой, накручивание волос перед засыпанием такие действия как кусание ногтей, сосание пальцев, мастурбация.  При  оформлении детей в детские дошкольные учреждения наблюдается расстройство привязанностей, которая проявляется в виде боязливости, настороженности, агрессии. Такие дети плохо откликаются на поддержку и утешение.

Часто наблюдается нарушение в развитии речи и языка. В данную группу включаются: задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР) I–III уровня; моторной алалией, моторной афазией, расстройством  развития артикуляции.

В более старшем возрасте (4–10 лет), наблюдается  созревание структур двигательного анализатора.  Проявлениями нарушений в этом возрасте являются  тики, заикание,   энурез. Симптомы усиливаются после занятий на компьютере, школьных контрольных, просмотра телевизионных передач, игр на мобильных телефонах. Также отмечаются страхи, нарушения сна, вспышки агрессии и аутоагрессии.

Возраст 11–18 лет – период интенсивного психического и социального развития, физического и физиологического созревания с резкими качественными изменениями,  происходящими в организме. У детей этого возраста могут наблюдаться  невротические, связанные со стрессом, фобическое тревожное расстройство. У большинства невротические симптомы связаны со школьным обучением, проблемами в семье. У детей может отмечаться повышенная нервно-психическая истощаемость, со снижением активного внимания, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, частые головные боли, головокружения, вегетативные расстройства, нарушения поведения. Клинические проявления усиливалются к концу дня, а также при различных соматических заболеваниях.

В препубертатном и пубертатном возрасте являющемся переходным между детством и взрослостью акцентуируются некоторые свойства характера, которые повышают возможность развития отклоняющегося от нормы поведения. Нарушения поведения может проявляться совершением правонарушений (воровством драками). Наблюдаются и  сверхценные увлечения и интересы, идеи мнимого уродства (нервная анорексия), реакции протеста. В этом возрасте чаще всего отмечается лабильность артериального давления, нарушения сна, головные боли, провоцируемые высокой школьной нагрузкой,  усталостью, длительным эмоциональным напряжением, стрессовыми факторами. Проявления усиливаются  к концу дня, а также при неблагоприятных метеорологических условиях.

Все описанные группы нарушений имеют большое значение для здоровья ребёнка в целом, для  развития его личности и успешного обучения в школе любое из отмеченных проявлений  является показанием для обращения к врачу.

Список литературы

  1. Буторина Н.Е. Резидуально-органический психосиндром в клинической психиатрии детского и подросткового возраста. − Челябинск: АТОКСО, 2008. − 30 с.
  2. Буторина Н.Е. Затяжные системные расстройства в детском возрасте (клиника, патогенез, терапия) / Н.Е.Буторина, К.Ю.Ретюнский. – Екатербург: «Экспресс – дизайн», 2005.– 280с.
  3. Буторина Н.Е. Полидисциплинарный подход и многоосевая классификационная система при диагностике резидуально-органического психосиндрома // Современные проблемы резидуально органических нервно-психических расстройств в детско-подростковом возрасте: Материалы научно-практической конференции / Под ред. проф. Н.Е. Буториной – Челябинск, 2004. – С. 16
  4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. изд. 2-е. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.

Лебедева Ирина Римовна, к.м.н., врач психиатр.