29 января в зале заседаний МКУ ЦОДОУ прошёл семинар с руководителями городских методических объединений по теме «Использование современных образовательных технологий при реализации ФГОС общего образования: из опыта работы педагогов».
Тема довольно актуальна. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности рассуждать, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Поставленная задача требует внедрения в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который в свою очередь связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения. Любому учителю сегодня нужно уметь ставить со своими учениками образовательную цель, выбирать инструменты для её достижения, вовлекать каждого ребёнка в классе в планирование будущего результата, учить работать в коллективе, решать междисциплинарные задачи и использовать для этого современные образовательные технологии.
Снежинские педагоги тщательно подходят к вопросу изучения и внедрения в образовательный процесс методов, технологий, способствующих успешной реализации ФГОС общего образования.
О системно-деятельностном подходе к организации образовательного процесса как необходимому условию реализации требований ФГОС ОО рассказала в своём выступлении старший методист МКУ ЦОДОУ Григорьевская Т.Е., а руководители методических объединений поделились опытом работы возглавляемых ими ГМО по применению конкретных методов, приёмов, технологий, а именно:
- Применение проектной технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности, Ваганова Г.И.
- Технология развития критического мышления как одна из приоритетных в реализации ФГОС ОО, Зиновьева О.А.
- Применение технологии игровой деятельности как одно из средств реализации требований ФГОС общего образования, Гайсина И.Р.
- Использование приемов ТРИЗ в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ОО, Моисеева Е.А.
- Использование сингапурских методик обучения на уроках в русскоязычных школах, Козлова Е.М.
- Инновационный практико-ориентированный проект по теме «Инжиниринг», Новикова Л.В., Учаева М.М.
Генриэтта Ивановна Ваганова, руководитель ГМО учителей химии, напомнила, что метод проектов является одним из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС, а основной тезис понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу это содержание применить». Учителя химии используют метод проектов в урочной и во внеурочной деятельности, тем самым развивая у учащихся творческие способности и вырабатывая у них исследовательские навыки.
Наши дети должны уметь принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений, развивать мыслительные навыки, мыслить критически. А сформировать эти умения и навыки помогает применение технологии развития критического мышления, об использовании которой рассказала Зиновьева Ольга Анатольевна, руководитель ГМО учителей истории и обществознания. «Особенность технологии ещё и в её универсальности для разных возрастов и предметов, она приемлема для любой программы, поскольку основной акцент делается на личный опыт и предшествующие знания. Уроки такого типа и отдельные приёмы могут использоваться в разных классах и на разных предметах, – считает Ольга Анатольевна".
Понятие «игровые технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. «Чтобы активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков мы применяем методы активного обучения, к которым относятся игровые методы», – говорит Гайсина Ирина Рифовна, руководитель ГМО учителей информатики и ИКТ. Чаще всего на уроках информатики учителя используют следующие игровые элементы: анаграмма, разновидности кроссвордов, ребус, маршрутные листы. Ежегодно учителя принимают участие в образовательном всероссийском проекте «Урок цифры». Это даёт возможность получить информацию от ведущих технологических компаний, и основной поток информации и новых терминов, которые используются по данной тематике, вводятся для учащихся в игровой форме.
На развитие креативного мышления и творческой деятельности обучающихся нацелена и ТРИЗ-педагогика. В её основу была положена теория решения изобретательских задач российской школы. И цель её – формирование сильного мышления и воспитание творческой личности. Опытом работы с использованием данной технологии поделилась Моисеева Екатерина Александровна, руководитель ГМО технологии (обслуживающего труда). Приёмы ТРИЗ помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы. «В ТРИЗ существует много методов и приёмов, возможных для использования в учебном процессе как в урочной, так и во внеурочной деятельности», – говорит учитель. Несмотря на ограничение во времени Екатерина Александровна даже провела небольшой мастер-класс по теме «Генерирование идей для практико-ориентированных проектов с использованием метода фокальных объектов», а также показала приёмы и методы ТРИЗ, которые работают не только на уроках технологии, но и на других предметах, что было особенно ценно для присутствующих на семинаре педагогов.
Козлова Елена Михайловна поделилась опытом работы по теме «Использование сингапурских методик обучения на уроках английского языка». Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД выступает обучение в сотрудничестве, где ведущая педагогическая идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. На технологии сотрудничества основана сингапурская технология обучения. «Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все ученики, и где наряду с закреплением изученного материала и повторением пройденного, в процессе чего активно развивается устная речь, воспитывается еще и чувство уважения друг к другу. То есть лидеров нет, все равны», – говорит Елена Михайловна. Сингапурская методика обучения представляет собой набор так называемых обучающих структур, из которых строится урок. Учителей ознакомили с теми из них, которые активно применяются на практике.
Руководители ГМО учителей начальных классов Новикова Лариса Викторовна и Учаева Марина Михайловна познакомили коллег с инновационным практико-ориентированным проектом по теме «Инжиниринг». Цель проекта: повышение уровня развития инженерного мышления и престижности профессии инженер средствами проведения комплекса внеурочных мероприятий. Ожидаемый и полученный конечный результат: повышение интереса обучающихся к профессии инженер; создание благоприятной почвы для написания учащимися начальных классов исследовательских и проектных работ; содействие развитию сотрудничества среди педагогов, обучающихся и их родителей. Учителя рассказали об основном содержании проекта и стадиях работы над ним. В перспективе планируется выйти на региональный уровень его реализации.
Все выступления учителей с их наглядными презентациями были выслушаны с большим интересом и вниманием. В конце семинара можно было услышать: «А ведь это интересный приём (метод, технология, форма организации). Обязательно постараюсь использовать на своём предмете». Значит, семинар не прошёл напрасно.
Спасибо большое нашим коллегам, которые поделились опытом работы по образовательным технологиям, востребованным при реализации ФГОС. Но хочется сделать одну ремарку: ни одна технология урока, даже самая успешная, не может считаться таковой, если она ухудшает детскую нравственность и физическое здоровье. Уверена: к выбору методов и технологий наших коллег это не относится. Удачи им в дальнейшей работе.
Григорьевская Т.Е., старший методист МКУ ЦОДОУ.
ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
1 дек. 2022
Учителя технологии провели семинар-практикум19 ноя. 2022
Учителя музыки обсудили отдельные вопросы работы ГМО