15 февраля 2023 года в зале заседаний МКУ ЦОДОУ прошёл семинар по теме «Организация внеурочной деятельности в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО и ФГОС ООО», на котором руководители городских методических объединений поделились опытом работы в рамках заявленной темы.
Старший методист МКУ ЦОДОУ Т.Е. Григорьевская актуализировала информацию из Письма Министерства образования и науки Челябинской области № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО», где прописано, что в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. Были представлены направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план работы, основное содержание занятий, а также содержательное наполнение моделей плана внеурочной деятельности.
Новикова Л.В. (руководитель ГМО учителей начальных классов) и Моисеева Е.А. (руководитель ГМО учителей технологии) поделились опытом работы профориентационной направленности с учащимися начальных классов в МБОУ СОШ № 125 в рамках внеурочной деятельности.
В школе разработан проект «Врач» для учащихся 4-х классов, который позволяет обеспечить непрерывное профильное образование в области медицины, начиная с начальной школы. Для школы это очень актуально, так как в 2021-2022 учебном году в старшем звене открылся медицинский класс. Проект включает в себя четыре образовательных события, реализация которых успешно решает задачи формирования у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; расширения представлений о мире профессионального труда; оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения в старшей школе.
Калейдоскоп образовательных событий, направленных на самоопределение учащихся, дарит детям яркие впечатления о профессии врача, новые знания и полезный опыт в области медицины. Об эффективности проекта в целом можно будет судить в старшей школе при выборе профильного обучения, но сейчас можно сказать смело, что основы профильной подготовки в области медицины заложены.
Десятова Л.В., руководитель ГМО учителей математики, рассказала об организации внеурочной деятельности учащихся в рамках работы математического сообщества учителей и учащихся "Ступени", созданного в МБОУ «Гимназия № 127».
Данное сообщество реализует модель внеурочной деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда большое внимания уделяется внеурочной деятельности по предмету и организационному обеспечению учебной деятельности. «Делать своё дело в контексте общего дела» – основная идея выстроенной матричной модели управления учебным процессом и реализованной посредством создания на базе школьного НОУ математического сообщества.
Лариса Васильевна представила, как и в каких формах проходят занятия с учащимися. Это игровые турниры, творческие акции, социальные проекты, создание лаборатории «Удивительной математики». Учащиеся осваивают важные надпрофессиональные навыки - общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.
При осуществлении внеурочной деятельности в гимназии реализуются все три модели планов с преобладанием того или иного вида деятельности: учебно-познавательной; педагогической поддержки обучающихся; деятельности ученических групп/сообществ.
Ситдиков Г.М., руководитель ГМО учителей технологии, считает, что эффективным способом удовлетворения потребностей учащихся в творческом развитии и саморазвитии являются занятия в рамках проектно-исследовательской деятельности, создание индивидуальных проектов. Один из последних примеров – индивидуальный проект по технологии с учащимися 7-х классов на тему: «Приспособление для заточки лезвий рубанка». По мнению Гаяна Мухаррамовича тема проекта очень актуальна и востребована. Семиклассники с большим желанием берутся за выполнение данного проекта.
В процессе работы учащиеся развивают коммуникативные навыки, навыки общения в команде, умение аргументировать собственную точку зрения. В течение всего периода подготовки и защиты индивидуальных проектов педагоги активно взаимодействуют с учащимися, направляя их деятельность, мотивируя на успех, тесно сотрудничая с ними. Польза от такого взаимодействия с учащимися обоюдная: ученик получает профессиональную помощь и эффективное руководство со стороны педагога, а учитель совершенствует свою профессиональную компетентность, повышает свой методический уровень, расширяет собственный кругозор.
Гайсина И.Р., руководитель ГМО учителей информатики и ИКТ, представила опыт работы по теме «Реализация программы внеурочной деятельности "Искусственный интеллект" как средство удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии».
Ирина Рифовна рассказала о новой дисциплине в школьной программе — «Искусственный интеллект». В XXI веке искусственный интеллект уже вошел во многие сферы жизни современного общества, перестав представляться технологией из мира фантастики. «Гаджеты, цифровые технологии и продукты сегодня конкурируют с учебной деятельностью за внимание ученика. Необходима их интеграция в процесс обучения, воспитания и развития, ликвидация образовательных дефицитов, индивидуализация образования, включая персональные образовательные траектории» - говорится в Паспорте стратегии «Цифровая трансформация образования», который включает в себя цифровые разработки для учеников, учителей и родителей. Срок реализации данной стратегии с 2021 по 2030 г.г. Учитель понимает всю важность работы в этом направлении и необходимость использовать возможности новой дисциплины для реализации потребностей современных учащихся.
Шмелёва Е.В., руководитель ГМО учителей музыки, выступила с сообщением по теме «Организация театральной деятельности как одно из направлений работы по развитию творческих способностей обучающихся».
Опыт работы показывает, что всё охватить на уроке музыки невозможно. На помощь приходит внеурочная деятельность. В процессе многоплановой внеурочной работы развиваются общекультурные интересы школьников, решаются задачи нравственного воспитания.
Педагоги ГМО реализуют различные формы внеурочной деятельности. И одна из них – музыкально-театральная, открывающая возможность для творческого самовыражения, реализуется в МБОУ СОШ № 135. Учитель музыки Ордина Н.В. ведёт курс внеурочной деятельности «Школьный мюзикл». Программа предусматривает работу детей в парах, группах, индивидуальную, с привлечением родителей. «Школьный мюзикл» даёт возможность учащимся познакомиться с особенностями музыкального театра, осознать важность социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации.
Все выступления были выслушаны с большим вниманием со стороны коллег и сопровождались аплодисментами.
Таким образом, был представлен опыт работы внеурочной деятельности по разным учебным предметам, по разным направлениям и содержанию.
Все педагоги работают на главное:
- создают условия для самореализации учащихся, ранней профориентации, раскрытия и развития их способностей и талантов.
- Система внеурочных мероприятий способствует формированию и развитию УУД, повышает уровень и степень владения ими, обеспечивает дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию учащихся.
- Урочный и внеурочный компоненты дополняют друг друга, выполняют задачи реализации программ, входящих во ФГОС.
- Ученик получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
И в конечном итоге внеурочная деятельность способствует успешной реализации требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО и повышению качества образования учащихся.
Т.Е. Григорьевская, старший методист МКУ ЦОДОУ
ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
1 дек. 2022
Учителя технологии провели семинар-практикум19 ноя. 2022
Учителя музыки обсудили отдельные вопросы работы ГМО