Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Необычное рисование в детском саду

26 апреля 2021, 16:42:03

Лес осеннею порою
Напечатаем листвою.

А космический пейзаж
Сделан в технике граттаж.
Если кисточкою тыкать,
То есть рисовать тычком,
То получится мурлыка
С мягким плюшевым хвостом…

И.Сибирякова

 

Нетрадиционных техник рисования для детей младенческого и дошкольного возрастов насчитывают более ста. Именно они превращают рисование в увлекательное экспериментирование и весёлую забаву. Успех каждому ребёнку обеспечен, любая работа становится маленьким шедевром. Это совсем несложно, самое главное необходимо желание, чтобы творить красоту своими руками. Яркие необычные рисунки украшают интерьер группы или детского сада. Радуются все: и родители, и дети.

21 апреля педагоги собрались поделиться опытом работы с детьми в нетрадиционной технике рисования. Двенадцать педагогов из 7 детских садов г.Снежинска (МДОУ № 3, 4, 7, 15, 21, 25, 30) представили разнообразные техники нетрадиционного рисования в изобразительной деятельности детей от года до семи лет. Педагогический кейс педагогов пополнился разнообразной тематикой, оригинальными способами и приёмами изображения, художественными материалами, передающими характер творческого продукта ребёнка-художника.

Особое внимание собравшихся привлекала выставка-коллекция детских работ под названием «Радость художественного творчества».

О «младенческом рисовании» рассказали воспитатели групп младенческого и раннего возрастов: Гуторова Л.А., Скокова О.А., Чупрунова В.В. (МБДОУ №3). Рисовать гуашью под плёнкой очень интересно. Детям предоставляется свобода действий: размазывание ярких оттенков основных цветов гуаши и хлопание ладошкой по листу бумаги – приводит в восторг малышей. Главное не пачкаются руки и одежда красками, а игры с воздушными шарами с мраморными разводами доставляют веселье и радость движений: догнать убежавший шар, попробовать его на вкус, прижать к себе яркое чудо, полюбоваться его цветом и порадоваться вместе в игре со сверстниками… Из бумаги, сделанной «художниками», вырезаются крупные шары, а выполненные бумажными втулками работы: «Новогодний салют», «Одуванчики на полянке» помещаются в рамки. Всё это становится ярким украшением интерьера яселек. Авторский фильм Евдокимовой Н.М. подтверждает стартовые условия карапузов в рисовании, а это в свою очередь помогает педагогам определить систему работы – этапы развития и тематику рисунка младенцев: от знакомства с художественным материалом, двигательным ритмом, сенсомоторной игры к развитию цветовосприятия в рисовании красками.

Растут дети, меняются техники и материалы рисования. Яковлева Д.Р. (МБДОУ №4) знакомит своих малышей с новым способом изображения через интерес к необычным техникам, формирует желание экспериментировать с красками, водой и бумагой. С помощью печаток дети «рисуют» румяные яблоки, пушистых зверей, осенние листья.

Рогачкова Т.Н. (МБДОУ №15) провела мастер-класс. Она смотивировала состав участников и включила их в собственную преобразующую деятельность по рисованию нетрадиционными материалами величественной птицы – «ПАВЛИНА». Её шикарный хвост был выполнен различными художественными инструментами: от стека, печаток до кисточки. «Изюминки» собственной технологии Татьяны Николаевны помогали участникам активизировать свой творческий поиск с помощью разных техник: штампирование, пальчиковая живопись, карандашный набросок-эскиз, прорисовывание кисточкой мелких деталей. Готовый рисунок роскошной птицы – это не только овладение собравшихся новыми способами практической деятельности, новыми техниками, но и формирование заинтересованности в дальнейшем продвижении увиденного, в стремлении к построению собственных художественных компетенций в работе со своими детьми.

Краснова О.А. (МБДОУ №25) провела обучающее занятие по приобретению практических навыков с целью обмена опытом, расширения кругозора и приобщения участников мастерской к увлекательным техникам: штампирования, кляксография, рисования ладошкой и ляпушками, по-сырому, мыльными пузырями, рисование пластилином. Были представлены в использовании детьми ментальные карты, схемы в активизации самостоятельной художественной деятельности ребёнка… В основе опыта педагога лежит идея эстетического восприятия природы. «Чем больше знаний о природе, тем ярче, богаче становится воображение и творческая деятельность ребёнка». Главное накопить сенсорный опыт детей, сформировать эмоциональное отношение к художественно-эстетическому процессу и вовлечь их в творческую активную деятельность на основе эстетических эмоций. Богатый профессиональный опыт и педагогическая практика позволяют Ольге Аркадьевне придумывать собственные художественные инструменты, с которыми она охотно поделилась с коллегами. Арт-выставка детских работ, представленная ею, удивляет фантазией и креативностью педагога.

Продолжили её выступление с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели: Павлова Г.В. и Румянцева И.А. (МБДОУ №25). Они дополнили выступление своей коллеги другими нетрадиционными техниками: граттаж, кляксография, рисование: по газете, акварелью по ткани и ватным дискам, которые придают рисунку 3-Д объём, солью, ватными палочками, подушечками пальцев, пейзажной монотипией, современными трафаретами, а также отпечатками фруктов и овощей, осенних листьев и др.

Сорокина О.Н. (МБДОУ №7) представила технику рисования восковыми мелками на наждачной бумаге. Она подробно остановилась на особенностях рисования детьми из опыта работы. Показала плюсы и недостатки нетрадиционной техники. В итоге работы получаются необычные, бархатистые, яркие.

Науменко Е.А. (МБДОУ ЦРР-ДС №30) показала рисование космоса в нетрадиционных и традиционных техниках. Какое бесконечное множество различных техник используется детьми. Именно они делают космическое пространство загадочным и таинственным. Нетрадиционные техники восхищают детей. Путешествуя по просторам Вселенной, многое познаёшь: о звёздах и планетах солнечной системы, о космической невесомости, можешь взглянуть на нашу планету с высоты, узнать о профессии космонавта, а потом можно долго делиться космическими впечатлениями и восхищённо рассказывать о своих приключениях сверстникам и родителям. В необычном рисовании, как учёный, раскрываешь тайны изобразительных материалов, помогающих создавать выразительные художественные образы. Елена Анатольевна представила оригинальные техники: граттаж, набрызг, рисование по-сырому, жёсткой кистью, мятой бумагой, свечкой… Использование объектов, явлений природы и окружающего мира как источника эстетических образов и «перенос» их в продукты детского творчества говорит о сложной структуре процесса моделирования педагогического взаимодействия субъектов разных возрастных групп по созданию художественных образов. Это подтверждает систему полихудожественного образования, развития эстетических интересов, творческих проявлений и формирования художественно-эстетических предпочтений ребёнка.

Фоминых И.А. (МБДОУ №21) показала работы детей с ОВЗ, которые также успешно овладевают всевозможными техниками. Продукты детского творчества также разнообразны и по тематике: «Заготовим компот на зиму» рисование отпечатком яблока и груши, «Львёнок», выполненный детьми бумажной втулкой, – любимый герой из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песню», «Весенние цветы» в технике рисования пупырчатой плёнкой, «Каллы» в технике ниткописи… Яркие детские работы вызывают чувство удивления, любования и желание повторить увиденное.

Всё вышесказанное подтверждает высказывание В.А. Сухомлинского: "Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее". Нельзя не согласиться с великим педагогом, создателем народной педагогики.

Собравшиеся поблагодарили организаторов за возможность делиться личным творческим опытом педагога и ребёнка. Любая творческая идея, которая рождается в процессе совместной деятельности, имеет признание ценности педагогического взаимодействия – ценности совместного опыта по созданию атмосферы творчества, пополнению личного кейса игровыми действиями необычного рисования, собственным пониманием вариативных образов и форм создания креативных продуктов.

Е.А. Осинцева, старший методист МКУ ЦОДОУ.