ЕЩЁ В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ
1 дек. 2022
Учителя технологии провели семинар-практикум19 ноя. 2022
Учителя музыки обсудили отдельные вопросы работы ГМО26 января прошёл семинар из опыта работы педагогов по теме «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся как одно из важнейших требований ФГОС ООО». Участниками семинара стали 22 руководителя городских методических объединений. По причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки семинар был проведён на платформе ZOOM.
Тема необходимости работы по формированию функциональной грамотности становится всё актуальнее. И это логично: мир с каждым годом становится всё более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.
Это требование прописано во ФГОС ООО: «В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в организации должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».
Об этом рассказала в своём выступлении Григорьевская Т.Е., старший методист МКУ ЦОДОУ. Она дала определение функциональной грамотности, назвала её составляющие, представила модель её формирования при реализации ФГОС, а также напомнила о результатах наших обучающихся в международном исследовании PISA и необходимости использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности, рекомендованного Рособрнадзором.
О том, как ведётся работа по формированию функциональной грамотности учащихся по определённым её составляющим, рассказали руководители городских методических объединений.
Закутнева С.В., (МБОУ СОШ № 121) поделилась опытом работы по теме «Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». Учитель использует задания, которые учащиеся выполняют с большим интересом. Это инфографика, то есть графический способ подачи информации, данных и знаний; использование географических карт для нахождения несклоняемых имён существительных или существительных, имеющих форму только множественного или только единственного числа; работа с пейзажными зарисовками; собрание эргонимов, для чего необходимы знания по английскому, французскому и русскому языкам, истории, литературе; извлечение информации из меню, справки, билета, афиши, режима работы. Таким образом, всё это способствует формированию и развитию читательской грамотности обучающихся.
О формировании математической грамотности на уроках математики в контексте обновлённых ФГОС ООО рассказала коллегам Десятова Л.В., (МБОУ «Гимназия №127»).
Учителя математики используют различный математический аппарат, который включает в себя математические рассуждения и математические структуры. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителя дают им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности. Реализуя в своей работе комплексный системно - деятельностный подход, учителя математики стремятся, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель.
Какие же методические приёмы позволяют педагогам наиболее эффективно развивать математическую грамотность? Вся основная работа над заданием фактически строится на основе метода математического моделирования, личностной и общественной значимости задачи, а также межпредметной интеграции. И, конечно, это должно быть открытое обсуждение, направленное на то, чтобы вызвать у учащихся интерес и желание работать с задачами по формированию математической грамотности.
Кузьмина Е.В., руководитель ГМО учителей биологии, в своем выступлении рассказала о задачах исследовательского и проектного типа в рамках формирования естественнонаучной грамотности. Широкие возможности для объяснения или описания естественнонаучных явлений открывают лабораторные работы, которые позволяют проводить уроки-исследования, разрабатывать и осуществлять как мини-, так и долгосрочные проекты.
Одна из составляющих функциональной грамотности – глобальные компетенции. Это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей. Это способность людей решать глобальные проблемы, которые оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущего поколений. Химия — одна из важных областей естествознания. Без знаний по химии невозможно формирование полноценной научной картины мира.
Полностью согласна с этим утверждением руководитель ГМО учителей химии Ваганова Г.И. (МБОУ СОШ № 121). Учитель считает, что особенно наглядно на уроках химии можно демонстрировать отношение учащихся к таким глобальным проблемам, как охрана окружающей среды, воздушных и водных ресурсов, проблемы очистки воды, охрана здоровья.
На уроках химии активно используются кейс-задания, в частности по таким темам, как «Водород и его свойства», «Вода: свойства, значение». На этих уроках, помимо знаний о свойствах водорода и воды, учащиеся высказывают своё отношение к таким глобальным проблемам, как охрана окружающей среды и водных ресурсов. Учитель включает в практику свой работы проведение интегрированных уроков, где интеграция идёт не только на уровне знаний, но и на уровне ценностей. Особую роль в овладении глобальными компетенциями играют работы учащихся над социальными проектами с их разнообразной тематикой. Так, формирование функциональной грамотности в целом, глобальной компетенции в частности - это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
Руководитель ГМО учителей английского языка Козлова Е.М. (МБОУ СОШ № 135) считает свой предмет благодатным для формирования всех составляющих функциональной грамотности.
Формирование читательской грамотности предполагает выполнение большого спектра заданий. Работа над математической грамотностью осуществляется, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. При формировании естественнонаучной грамотности можно выделить следующие тематические области: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, связь науки и технологий. Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Учителя предлагают задания, которые стимулируют привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Формирование глобальных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется при изучении вопросов межкультурного взаимодействия, оценивания различных точек зрения и мировоззрения, уважительного взаимодействия с другими.
Формирование и развитие функциональной грамотности идёт не только средствами учебных предметов, но и ресурсами школьных библиотек, школьных информационно-библиотечных центров, что было представлено руководителем ГМО школьных библиотекарей Лукьянцевой И.С. (МБОУ «Гимназия № 127»).
Современная школьная библиотека – важный компонент информационной образовательной среды ОО. Деятельность школьных библиотекарей в соответствии с требованиями ФГОС заключается в информационно-методическом обеспечении образовательного процесса, помощи в реализации основной образовательной программы и достижении планируемых результатов, одним из которых является формирование информационной компетентности учащихся, создании условий для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Ирина Сергеевна уверена, что библиотека имеет возможность встраиваться в образовательную деятельность школы, отвечает запросам ФГОС и обеспечивает образовательные результаты своими ресурсами. А электронные версии расширяют и разнообразят возможности получения информации и способствуют формированию и развитию разных видов функциональной грамотности.
После всех выступлений был подведён итог и сделан вывод о необходимости систематической работы по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся, умению эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях, способности решать задачи за пределами парты в различных сферах человеческой деятельности.
Т.Е. Григорьевская,
старший методист МКУ ЦОДОУ