Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

Играем в звуки с ребёнком или почему сначала звуки, а потом буквы

1 марта 2011, 10:16:30

- Мама, я в азбуке нашёл две буквы А.

- Покажи, сынок.

Малыш показывает буквы и называет:

А – арбуз, О – [А]рех.

- Молодец сынок, а почему так, ты узнаешь в школе.

В определении оптимального времени для начала обучения грамоте детей пока не выработано единого мнения среди родителей и учителей начальной школы. Но педагоги дошкольных образовательных учреждений твёрдо уверенны, что программа обучения начинается с подготовительного этапа уже в четыре года. Во время комплексных речевых занятий ребёнок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет первый звук в слове и подбирает слова на заданный звук. Вплотную педагоги занимаются звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста в 5 лет. Такая последовательность построения системы диктуется не только логикой самого предмета, но и возрастными возможностями усвоения дошкольниками знаний по грамоте.

25 февраля в актовом зале ММЦ состоялся семинар по проблемам преемственности дошкольного и начального образования «Речевое развитие как основа успешного обучения ребёнка». В семинаре приняли участие педагоги МДОУ и учителя начальной школы. Это второе заседание, на котором активно обсуждались детские и взрослые трудности звукового анализа при подготовке малышей к грамоте. На методическом мероприятии решались актуальные вопросы: Когда и с чего начинать обучение грамоте? Что нужно знать детям о звуках? Как правильно характеризовать звук, опираясь на слуховой, тактильный, зрительный и двигательный анализаторы.

В основе методики обучения лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий анализа звуковой стороны речи. Для детей дошкольного возраста работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна и требует много времени и сил, так как они склонны смешивать, путать трудноуловимые ускользающие звуки с другими свойствами слова. «Прозрачная» неощутимая звуковая оболочка не выдерживает конкуренции с ярким, живым представлением о предметном значении слова. Дети долго путают слог и звук. Главная задача данного этапа сделать слово и его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, и интересной. Поэтому взрослым не следует стремиться сокращать добуквенный этап обучения грамоте. Как показывает практика, чем раньше начинается школьное обучение детей, тем больше проблем родители и учителя имеют дома и в школе, прежде всего с точки зрения физического и психического здоровья ребёнка.

На современном этапе обучения разработаны особые уникальные дошкольные технологии обучения грамоте, специальные игровые проблемные ситуации и приёмы. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям по обучению грамоте у воспитанников, которые затем успешно обучаются в школе. Об этом собравшимся рассказали и показали методист ММЦ Е.А. Осинцева и представители МДОУ: Г.Савина, Л.В. Седова, О.Н. Гурьева (МДОУ № 28), Е.П. Тищенко (МДОУ № 27), О.М. Воробьева (МАДОУ №31).

Сегодня педагоги дошкольных образовательных учреждений должны помочь родителям понять самоценность дошкольного детства, дать детям наиграться, чтобы в дальнейшем они не потеряли интерес к учебе.

Информационная служба. Е.А. Осинцева, методист ММЦ