Муниципальное казённое учреждение
"Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений"

«Школа по формированию психического здоровья детей и подростков».

16 марта 2012, 09:51:41

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируется её основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.

С момента рождения дети находятся под наблюдением медицинских работников и при любых тревожных симптомах родители имеют возможность обращаться к специалистам разного профиля. Душевное же здоровье детей, его критерии в обыденном сознании весьма размыты, и зачастую остаются за гранью внимания и забот, как родителей, так и педагогов. Поэтому в современных образовательных учреждениях актуализировалась проблема психического здоровья детей и подростков.

Многие нарушения психической сферы возникают как следствие раннего органического или функционального поражения. Кроме того предопределяющую роль в происхождении психической травматизации играют различные эмоциональные потрясения, нарушение семейных отношений, неправильное воспитание, неблагоприятные особенности личности родителей. Дети заболевают неврозами под влиянием травмирующих обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом из-за особенностей детской психики.

Проблема психического здоровья подрастающего поколения это мультидисциплинарная проблема, которая требует медицинской, психологической и педагогической помощи. В связи с этим возникла необходимость в межведомственном взаимодействии специалистов детской поликлиники ФГУЗ ЦМСЧ №15 ФМБА и муниципальных образовательных учреждений, что способствовало организации «Школы по формированию психического здоровья детей и подростков».

Школа функционирует третий год на базе муниципального методического центра. Занятия проводят специалисты детской поликлиники: И.Р. Лебедева, врач психоневролог, кандидат медицинских наук, И.Д. Костяновский, психиатр-нарколог, М. С. Осипова медицинский психолог. На занятиях рассматриваются вопросы психоэмоциональных, волевых, поведенческих отклонений у детей дошкольного возраста. И.Р. Лебедева рассказывает о причинах формирования данных отклонений, которые часто имеют органическую природу со стороны нервной системы. М. С. Осипова дает практические рекомендации педагогам и психологам детских дошкольных учреждений по коррекции этих отклонений у детей. Предлагаются методы взаимодействия с семьями воспитанников. И.Д. Костяновский раскрывает вопросы первичной профилактики употребления ПАВ; причины эмоционального выгорания педагогов, стратегию помощи и эффективные средства сохранения психического здоровья.

Опыт совместной работы этих специалистов в детской поликлинике дает хорошие результаты. При выявлении проблем рекомендуется не бояться обращаться за помощью в детскую поликлинику к специалистам для обследования ребенка и выявления причин на ранних стадиях, для совместной медико-психологической работы.

Л.С. Полякова, начальник отдела методического сопровождения

программ здоровьесбережения

Е.В. Пасынкова, методист ММЦ